Гребенюк Лариса Владимировна
Консультация для родителей «Пальчиковые игры как способ развития ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал ещё Аристотель ". А известный немецкий ученый Э. Кант называл руки «видимой частью полушарий головного мозга».
Пальчиковые игры – это не только весёлое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей.
Особенностями пальчиковых игр является то, что интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Публикация «Консультация для родителей „Пальчиковые игры как способ развития ребёнка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве, которое ребёнок получает в раннем возрасте.
Пальчиковые игры в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является важной частью для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет формирование у ребёнка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз; мелкая моторика рук связана ещё и с формированием самостоятельности ребёнка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирова-ния личности человека в целом.
Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций: мышления, памяти, внимания.
Для развития мелкой моторики руки детей разработано много интересных методов и приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных
функций кисти руки необходимо тренировать различные движения – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Работа с играми для развития мелкой моторики рук строится в соответствии со следующими принципами:
систематичность проведения игр и упражнений: не следует ожидать
немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением; в связи с этим отработка одного навыка
проходит по нескольким разделам;
последовательность (от простого к сложному) : сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно; недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-
то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребёнка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с
заданием;
все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне: для любого человека, независимо от его возраста, значим результат, поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оценённым;
если ребёнок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания: во
всем должна быть мера, недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое
также может привести к негативизму.
Кроме того, существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Пальчиковые игры являются великолепным средством развития мелкой
пластики движений у ребёнка. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание
на одном виде деятельности, развивается скорость движения, отчётливость.
Пальчиковые игры подготавливают руку ребёнка к письму в более старшем возрасте, что является важным психомоторным навыком. Многие пальчиковые игры предполагают участие обеих рук, что дает возможность развивать одновременность движений.
Пальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания
кистей рук и пальцев в течение 2-3 минут. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Вначале игры необходимо упражнения выполнять вместе с ребёнком : шнуровки, игры с прищепками, вкладышами, мозаикой, разрезными картинками; игры с сыпучими продуктами, с песком, с сухим бассейном; с чудесным мешочком.
Игры с сыпучими материалами.
1. Насыпается в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место,
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
Или: «Мы тесто месили,
Мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим,
И сколько не мнём,
Комочки опять и опять достаём».
Игры с пробками от бутылок.
Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог в четверостишиях.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине – можно использовать также для
нанизывания бус.
Игры с прищепками.
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от
указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.
2. Представить, что прищепки – это маленькие рыбки, а кружочек или
квадратик, выполненный из картона – это кормушка. Малышу нужно помочь
рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень
интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона
и т. д.
3. Развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их
прищепками. Это несложное задание даже для ребёнка, который не раз играл
с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым; сопровождать работу проговариванием стишка.
Игры с пинцетом и пипеткой. Такими играми можно занять ребёнка
на длительное время. То, что для взрослых кажется таким простым и
неинтересным, увлекает ребёнка и, вместе с тем, развивает его моторику.
Игры с бусинами, макаронами.
Отлично развивает разнообразное нанизывание. Нанизывать можно пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры-шнуровки. Можно использовать как фабричного производства,
так и выполненные своими руками. Такие игры развивают пространственную
ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, творческие способности, способствуют развитию точности последовательности
действий.
Вышивание шнурком является ступенькой к вышиванию иглой.
Игры для пальчиковой гимнастики (выполняются сидя или стоя).
Пирожки
Я купила масло,
Сахар и муку,
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку.
Всех друзей я в гости жду.
Выполнение:
1) поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с
мизинца;
2) имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты);
3) движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание
гостей.
Капустка
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Выполнение:
1) прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения
топора вверх и вниз – движения повторяющиеся, ритмичные;
2) поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в
щепоть – имитация соления;
3) потирание кулачка о кулачок – движения вертикальные, вверх –
4) энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем –
движения ритмичные, одновременные.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика
развивается нормально, т. е. ребёнок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же
мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении
речью. Поэтому для исправления речевых нарушений, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики.
Рекомендации и советы для родителей :
- Упражнения с пальчиками, следует выполнять, в медленном темпе и с осуществлением показа. Большое значение имеет, мимика и речь взрослого. Взрослому, для выразительного исполнения - следует выучить стихотворение наизусть. Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого;
- Помогайте ребёнку координировано, и ловко манипулировать пальчиками;
- Обращайте внимание на то, как ребёнок выполняет упражнение.
Правила при проведении пальчиковой гимнастики :
- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев : сгибания и разгибания.
- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям, в случае, если ребёнок действует неправильно, снова показывается верная поза.
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берёт руку ребёнка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребёнка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.