Крохалева Елена Геннадьевна
Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей 3–7 лет»
Пальчиковые игры для малышей от 2 до 7 лет
Составитель: Крохалева Е. Г.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Публикация «Консультация для родителей „Пальчиковые игры для детей 3–7 лет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
1. «Непослушная считалка»
Сколько пальчиков у нас? Руки согнули в локтях, пальцы растопырили и крутим кистями рук в разные стороны.
Посчитаем? Это - раз! Загибаем? Это - два! Продолжаем?
Три, четыре. Где же пятый! Во - смотрите!
Продолжаем на другой:
Вот шестой, седьмой, восьмой.
Пиф-паф ой-ой-ой!
Да, девятый - он такой! Загибаем одной рукой пальчики на другой руке. На пятый пальчик показываем знак "Во!" (пальчики в кулак, большой отогнут). Переходим на другую руку и опять загибаем, начиная от мизинца. Когда загнем 8 пальчик, получится "пистолет" из которого стреляем.
Совсем маленькие загибают пальцы другой рукой, а у кого получается загибают без помощи.
Сколько пальчиков всего?
- Ровно десять! О-го-го! Руки согнули в локтях, растопырили пальчики и крутим кистями рук в разные стороны.
2.«Перчатка».
Весёлая мышка перчатку нашла. Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка, поворачивают руки то ладонью то тыльной стороной вперёд.
Гнездо в ней устроив. Ладони смыкаются "ковшом".
Мышат позвала. Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами Сгибают - разгибают пальцы
Им корочку хлеба дала покусать. Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.
3. «Гуси нападают»
Гуси песни распевали: "Га-га-га, га-га-га. " Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным, плотно сложенным вместе.
Посидели, Сжатые кулачки на коленях.
Поклевали, Соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и "клюём" по коленям.
Маму с Димой пощипали: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха!" Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываем друг друга
Но от них мы убежали. Да-да-да! Шагаем всеми пальчиками обоих рук по коленкам, как сороконожки.
4 .«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик, хлопок ладонями по столу/коленям.
Паучков на землю смыл. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Солнце стало пригревать, Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове.
Паучок ползёт опять, а за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
5. «Пять утят»
Пять утят плывут вперёд, на берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят, вернулись к мамочке назад. Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы сложены щепоткой, вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке"
Четверо утят плывут…трое утят плывут.
Двое утят плывут. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
Вот один плывёт вперёд, на берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят, вернулись к мамочке назад. На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
6. «Два рыжих»
Два рыжих таракана, пришли ко мне домой. Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана, крутят ими.
Уселись тараканы, на полочке одной. Кулаки прижаты друг к другу, сгибают разгибают пальцы
Четыре таракана, попили киселя. Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.
Весь вечер баловались и пели тра-ля-ля. Выполняют движение "фонарики".
И вшестером на кухню, поесть они пошли. Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах
Шесть ловких тараканов, под дверью проползли. Ползут ими по столу (остальные сжаты).
Там восемь тараканов, конфеточку нашли. Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.
А съесть её все восемь, а съесть её все восемь, конечно, не смогли
Когда они наелись, пустились дружно в пляс. Все пальцы выпрямлены, выполняют движение "фонарики"
Плясали дружно десять, на кухне целый час. Сжимают - разжимают кулачки.
Поспать они решили, но мимо мышь прошла. Пальцы сомкнуты "ковшом", лежат на столе, перебирают пальцами по столу.
И хвостиком всех сразу, куда-то подмела. Пальцы рук расслаблены, "метут" ими по столу.
7. «Котята»
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят: Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены. Покачивают руками, не разъединяя их.
Два толстых, два ловких, два длинных,два милых, два хитрых, Постукивают соответствующими пальцами друг об друга (от большого к
мизинцу).
8. «Двое толстых поросят».
Двое толстых поросят, за воротами стоят. Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота.
Поросята эти ждут, что им кушать принесут. Большие пальцы приподнять.
Двое толстых поросят, снизу в щёлочки глядят. Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.
Бегают туда – сюда. "Где же вкусная еда?" Сгибать и разгибать большие
пальцы.
Двое толстых поросят, в дверь копытцами стучат. Стучать большими пальцами по ладошкам.
Вдруг открылась эта дверь: "Можно выбежать теперь!" Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
Двое толстых поросят, громко, радостно визжат. Сложить ладошки как корытце.
"Вот корыто, да, да, да, а в нём вкусная еда!" шевелить большими пальцами.
9. «Зайцы»
Десять серых зайцев, дремали под кустом. Делаем два кулачка.
И двое вдруг сказали: «Вон человек с ружьём». Показываем одноименные пальцы, начиная с больших.
Двое закричали: «Давайте убежим!», показываем два указательных пальца.
Двое прошептали: «Давайте помолчим!» Показываем два средних пальца.
Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!» Показываем два безымянных пальца.
А двое вдруг спросили: "Он может сделать «Бах»?" Показываем два мизинца.
«Бах» - выстрелил охотник, нажав ружья курок. Хлопнуть в ладоши
И десять серых зайцев, пустились наутёк. Пробежать пальчиками по столу.
10. «Рыбки»
Пять маленьких рыбок, играли в реке. Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое, бревно на песке. Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок
И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!” Ладони сомкнуты, чуть округлены, выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко”. Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: “Мне хочется спать!” Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала,чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: “Здесь крокодил! Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
Плывите скорей, чтобы не проглотил!” Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).
11. «Два козлика».
Как-то раз к кому-то в гости, шёл козлёнок через мостик. На обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные.
А навстречу шёл другой, а навстречу шёл другой. Держа кисти горизонтально, сближать руки.
Два рогатых глупых братца, стали на мосту бодаться. На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха.
Не желая уступить и другого пропустить.
Долго козлики сражались, разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух! На слово "бух" - хлопок в ладоши
И с моста в водичку - плюх! Уронить руки на колени
12. «У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятна пятнышки везде. Хлопают по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях
Есть на носах, на животах коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Щипают себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах коленях и носках. Щипают соответствующие части тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку.
На лбу, ушах, на шее, на локтях
Есть на носах, на животах коленях и носках. Поглаживают соответствующие части тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводят ладонями по телу.
На лбу, ушах, на шее, на локтях
Есть на носах, на животах коленях и носках. Проводят соответствующие части тела
13. «Квасим капусту…»
Это что еще за куст? Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст? Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком)
- Как же мне без хруста, «Капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой
Если я – капуста?
Мы капусту рубим, рубим, «Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Рубим капусту от одного края стола до другого и обратно.
Мы капусту солим, солим. Обе руки сложены щепотью и «солят (руки движутся вперед и назад).
Мы капусту мнем, мнем. Сжимаем и разжимаем кулаки
А морковку трем, трем. Ладони друг об друга.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем! Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
В бочки плотно набиваем. Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя.
И в подвалы составляем. В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Эх, вкусная капуста! Выпрямляемся и гладим себя по животу.
14. «Строим стенку…»
Строим стенку, выше, выше. Прямые ладони держим горизонтально перед собой поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
Добрались уже до крыши! К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
Чья крыша выше? Выше, выше, выше! Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх!
Прорубили мы окошко и дверку для кошки
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи–пи! Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами : большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Про мышку произносятся тоненьким голоском.
15. «Гусеница».
Гусеница, гусеница. Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев.
Бабочкина дочка. «Ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
По травинкам ползает. То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
Кушает листочки: И по другой стороне обратно.
Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
Ам! Ам! Ам!
Поела – Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
Спать захотела. Одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
Проснулась – Постепенно расправляем ладони…
Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот).
16. «Круговорот воды в природе»
Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап. Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль. Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам
Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур. Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
И в море большое-большое-большое впадает…Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
А с моря в жару пар поднимается, Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх тянемся за руками вверх.
К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет. Сцепленные над головой руки.
Кап-кап и т. д. (опять повторяем)
17. «Ветер».
Ветер дует, задувает(2 раза) Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).
Пальму в стороны качает (2 раза) Раскачиваем руками в стороны, стараясь не поднимать локти.
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит «(2 раза). Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни, шевелим ими.
Чайка над водой летает (2 раза). Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе
И за рыбками ныряет (2 раза). Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит. Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями, пальцы рук согнуты и растопырены, шевелим ими.
18. «Пчёлки».
Домик маленький на ёлке. Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка)
Дом для пчёл, а где же пчёлки? На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".
Надо в дом постучать. Дети заглядывают в "улей".
Раз, два, три, четыре, пять. Сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Я стучу, по ёлке, где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать: Разводим руками, растопыриваем пальцы.
Раз два, три, четыре, пять! Шевелим (пчёлки летают).
19. «Ягодки».
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
С ветки ягодки снимаю. Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко, я поем еще чуть-чуть. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают».
20. «Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять, (2 раза). Ладони лежат на коленях или на столе.
Червячки пошли гулять. (2 раза). Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы, идем по столу, указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Вдруг ворона подбегает. Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.
Головой она кивает, каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь - а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди
21. «Замок».
На двери висит замок, кто его открыть бы мог. Руки складываете в замок, переплетая пальцы ритмично раскачиваете «замок».
Постучали. Ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
Покрутили. Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя.
Потянули. Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Литература.
1. Заинька во садочке (составитель А. В. Суровяк, Н. А. Тарасевич. - Новосибирск: Книжица, 2004.-64 с.
2. Мирмичникова И. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. //Дошкольное воспитание 2005. № 2, с 76-78.
3. Фирилёва Ж. Е. Танцы пальчиками. //Дошкольное воспитание, май-июнь, 2005.-с 26.