Марина Мельникова
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1
года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово?
Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как
плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?
Какой же должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?
Речь должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной,
богатой.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста“» размещена в разделах
Это идеал. А что же получается на самом деле?
Проблемы наших детей -
В наше современное время дети мало проводят времени в обществе
родителей (вс больше за компьютером, у телевизора или со своими
игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж
дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка возникает множество проблем.
Проблемы с речью :
Односложная - Состоящая из одних простых предложений речь
Бедная речь - Недостаточный словарный запас
Слова – «паразиты» - Замусоривание речи. Употребление
нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра
телевизионных передач для взрослых
Грамотные вопросы - Недоступность грамотно и доступно
сформулировать вопрос.
Составление рассказов - Неспособность построить сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к
школе это умение приобрести просто необходимо)
Не могут логически объяснять
Речь не выразительна - Не умеют использовать интонации
(выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией,
где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или
медленном, выделять главные слова.
Плохая дикция - Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на
письме.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей
развивалась в норме?
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
Составлению творческих рассказов
Составлению рассказов по картине, по серии картин
Пересказам
А помогают нам в этом вот такие схемы. Пример: схема описательного
рассказа о семье.
Разучиваем стихи, скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей
делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом
надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».
Что дома делать надо:
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание
на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте
всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь
учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за е правильностью
Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. Чаще читайте ребенку.
Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает
новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение
должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте
прочитанное
Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества,
способствующие развитию связной речи у дошкольников
Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений
Игра «Увеличение - уменьшение»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что
вы захотите.
Игра «Оживи предмет»
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и
качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать,
чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться,
разговаривать.
Игра «Измени характер персонажа»
Придумайте сказку с невероятным сюжетом.
Игра «Разными глазами»
Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения
рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.
Игра «Придумай продолжение»
Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться
события в сказке, чем она закончится.
Игра «Веселые рифмы»
Подберите к словам рифмы. Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - …
пипетка; сапоги – пироги…
Почаще говорите ребенку:
Что бы мы без тебя делали!
Я радуюсь твоим успехам
Ты очень многое можешь!
Ты самый любимый!
Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?
Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся
сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную
работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно
любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела,
поступки, настроение.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для
развития речи реб нка.
Для начала устройте соревнование «Подбери словечко»
(Яблоко какое? Сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое,
душистое, ж лтое, тяж лое, вымытое и т. д.).
Яблоко можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно
для пальчиков.
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть
повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А «Сравни два
яблока»
Первое яблоко ж лтое, а второе - красное;
Одно сладкое, а другое с кислинкой;
У первого коричневые семечки, а у второго - белые и т. д.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут
послужить материалом и поводом для развития детской речи.
Рассмотрим ещ несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.
На прогулке. В это время реб нку вы можете проводить разнообразные
наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями,
птицами, животными, людьми, транспортом. Вс это обязательно нужно
комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.
Что можно сказать о дожде?
- Ид т, капает, ль т, моросит, стучит по крыше
- О снеге? Снег какой?
- Чистый, белый, пушистый, холодный (зимой,
- Грязный, мокрый, липкий, тяжелый (весной).
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение
машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает
слуховое внимания. Реб нку будут интересны игры: «Помолчи и расскажи,
что услышал», «О ч м рассказала улица?».
На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику,
фразовую речь реб нка по следующим темам «Овощи», «Фрукты»,
«Посуда», Продукты питания», «» и др. Познакомьте с названиями посуды,
бытовой техники. Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем
нужен половник, терка, солонка… Расскажите малышу, что на кухне есть
«упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите
его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти
слова. Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет -
кофемолка, мясо рубит - мясорубка, сок выжимает - соковыжималка).
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы
готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь
примитивным бытовым словар м, предлагайте реб нку вс новые и новые
слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте
свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов
Чай - горячий, остывший, крепкий, сладкий;
перец острый; соль соленая, лимон кислый,
хлеб свежий, ч рствый; лук горький и т. д.
«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен
рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый,
мягкий, вкусный, а затем он называет, что это было (лимон).
Поиграйте в игру «Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладет»
его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно
поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова
(например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз).
Задавайте реб нку соответствующие вопросы
«Попробуй, какой получился салат?»,
«Что мы ещ забыли положить в суп?»,
«Какую морковку выберем?» и др.
Обязательно! Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю»,
«обжариваю» и т. д., показывайте реб нку, что и как вы делаете. Подводите
его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь
по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее
и естественнее.
Чем раньше будет начата работа по пополнению словарного запаса и
развитию мышления, тем эффективнее будут результаты! Удачи вам и
терпения!
Подготовила: Мельникова М. А Декабрь 2024г