Папки-передвижки

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

Марина Мельникова
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1

года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово?

Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как

плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?

Какой же должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной,

богатой.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста“» размещена в разделах

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Проблемы наших детей -

В наше современное время дети мало проводят времени в обществе

родителей (вс больше за компьютером, у телевизора или со своими

игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж

дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка возникает множество проблем.

Проблемы с речью :

Односложная - Состоящая из одних простых предложений речь

Бедная речь - Недостаточный словарный запас

Слова – «паразиты» - Замусоривание речи. Употребление

нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра

телевизионных передач для взрослых

Грамотные вопросы - Недоступность грамотно и доступно

сформулировать вопрос.

Составление рассказов - Неспособность построить сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к

школе это умение приобрести просто необходимо)

Не могут логически объяснять

Речь не выразительна - Не умеют использовать интонации

(выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией,

где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или

медленном, выделять главные слова.

Плохая дикция - Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на

письме.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей

развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

Составлению творческих рассказов

Составлению рассказов по картине, по серии картин

Пересказам

А помогают нам в этом вот такие схемы. Пример: схема описательного

рассказа о семье.

Разучиваем стихи, скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей

делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом

надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».

Что дома делать надо:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание

на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте

всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь

учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за е правильностью

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. Чаще читайте ребенку.

Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает

новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение

должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте

прочитанное

Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества,

способствующие развитию связной речи у дошкольников

Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений

Игра «Увеличение - уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что

вы захотите.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и

качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать,

чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться,

разговаривать.

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с невероятным сюжетом.

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения

рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться

события в сказке, чем она закончится.

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы. Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - …

пипетка; сапоги – пироги…

Почаще говорите ребенку:

Что бы мы без тебя делали!

Я радуюсь твоим успехам

Ты очень многое можешь!

Ты самый любимый!

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся

сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную

работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно

любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела,

поступки, настроение.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для

развития речи реб нка.

Для начала устройте соревнование «Подбери словечко»

(Яблоко какое? Сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое,

душистое, ж лтое, тяж лое, вымытое и т. д.).

Яблоко можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно

для пальчиков.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть

повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А «Сравни два

яблока»

Первое яблоко ж лтое, а второе - красное;

Одно сладкое, а другое с кислинкой;

У первого коричневые семечки, а у второго - белые и т. д.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут

послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Рассмотрим ещ несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

На прогулке. В это время реб нку вы можете проводить разнообразные

наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями,

птицами, животными, людьми, транспортом. Вс это обязательно нужно

комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.

Что можно сказать о дожде?

- Ид т, капает, ль т, моросит, стучит по крыше

- О снеге? Снег какой?

- Чистый, белый, пушистый, холодный (зимой,

- Грязный, мокрый, липкий, тяжелый (весной).

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение

машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает

слуховое внимания. Реб нку будут интересны игры: «Помолчи и расскажи,

что услышал», «О ч м рассказала улица?».

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику,

фразовую речь реб нка по следующим темам «Овощи», «Фрукты»,

«Посуда», Продукты питания», «» и др. Познакомьте с названиями посуды,

бытовой техники. Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем

нужен половник, терка, солонка… Расскажите малышу, что на кухне есть

«упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите

его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти

слова. Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет -

кофемолка, мясо рубит - мясорубка, сок выжимает - соковыжималка).

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы

готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь

примитивным бытовым словар м, предлагайте реб нку вс новые и новые

слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте

свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов

Чай - горячий, остывший, крепкий, сладкий;

перец острый; соль соленая, лимон кислый,

хлеб свежий, ч рствый; лук горький и т. д.

«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен

рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый,

мягкий, вкусный, а затем он называет, что это было (лимон).

Поиграйте в игру «Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладет»

его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно

поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова

(например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз).

Задавайте реб нку соответствующие вопросы

«Попробуй, какой получился салат?»,

«Что мы ещ забыли положить в суп?»,

«Какую морковку выберем?» и др.

Обязательно! Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю»,

«обжариваю» и т. д., показывайте реб нку, что и как вы делаете. Подводите

его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь

по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее

и естественнее.

Чем раньше будет начата работа по пополнению словарного запаса и

развитию мышления, тем эффективнее будут результаты! Удачи вам и

терпения!

Подготовила: Мельникова М. А Декабрь 2024г

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 15:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мельникова (УИ 1961210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД