Евгения Некипелова
Консультация для родителей «Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед :
Некипелова Е. А.
«Ясность – главное достоинство речи»
Аристотель
К основным направлениям деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) относятся:
Диагностическая деятельность
Коррекционно-развивающая деятельность
Консультативная работа с родителями и педагогами
Методическая деятельность
Аналитическая деятельность
Публикация «Консультация для родителей „Основные направления деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
Итак, диагностическая деятельность учителя-логопеда в ДОУ определяет тактику коррекционно-развивающего воздействия, выбор методов, приемов и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая деятельность представляет :
Раннее выявление детей нуждающихся в помощи.
Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи. Результатом проведенной диагностики является подготовка материалов для психолого- педагогического консилиума (далее ППк) с целью комплектования групп для детей с тяжелым нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
Стартовое логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей.
Подразумевает изучение речевого (артикуляционный аппарат, дыхание, звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематическое восприятие, анализ, синтез, лексико-грамматическая сторона речи, особенности связной речи, темпо-ритмическая характеристика, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Наблюдение в процессе обучения, диагностика.
Анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.
Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ представляет собой интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
В рамках логопедической группы коррекционно-развивающие направления деятельности учителя-логопеда :
• Занятия учителя-логопеда с детьми по утвержденным лексическим и грамматическим темам (непосредственно образовательная деятельность).
• Индивидуальные занятия с детьми по звукопостановке и совершенствованию всех компонентов речи.
• Совместная деятельность с педагогом-психологом (стимулирование психологической базы речи).
• Совместная деятельность с воспитателями.
• Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя (развитие темпо-ритмической организации речи).
• Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре (развитию общей моторики детей).
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук, Су-Джок терапия);
-Упражнения на развитие фонематических процессов;
- Коррекция звукопроизношения разными способами;
- Автоматизация звуков в слогах, словах и в речи;
- Дифференциация звуков в слогах, словах и в речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.
В основу работы положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Результаты коррекционной работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
Просветительская деятельность учителя-логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Пропаганда логопедических знаний осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
Консультативная работа учителя-логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.
Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются :
• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
• Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
• Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т. д.).
• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Методическая деятельность учителя-логопеда ДОУ включает в себя :
• разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
• перспективное планирование;
• изучение и обобщение передового опыта;
• участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
• обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
• поиск наилучших средств коррекции речи детей;
• изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
• самообразование;
• изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
Аналитическая работа позволит учителю-логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
-Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
-Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
-Подведение итогов работы за учебный год.
Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Актуальность логопедической работы растет с каждым годом, т. к. увеличивается количество детей с речевыми проблемами. Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью. Без речевой функции психика не будет полноценно развиваться. Ученые доказали (Д. Б. Эльконин и др., что эффективнее всего работать с устранением нарушением в дошкольном возрасте. Без овладения устной речи не будет письма и чтения. Ограничение социальных контактов негативно сказывается на развитии личности. Должно быть, правильное комплексное воздействие на проблему. Чтобы выходя из детского сада, дети были полноценно готовы к следующей ступени своей жизни – школе, умели разговаривать, понимали, что они говорят и для чего. Подводя итог о важности логопедической работы можно обратиться к словам Конфуция : «Достаточно, чтобы слова выражали смысл».