Коробейникова Ирина
Консультация для родителей «Обучение детей составлению описательного рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Обучение детей составлению описательного рассказа».
Воспитатель:Коробейникова Ирина Николаевна.
Г. Липецк,ДОУ 107.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Обучение детей составлению описательных рассказов-это неотъемлемая составная развития связной речи. А связная речь находиться в процессе развития на протяжении всего дошкольного возраста. Приступая к обучению детей составлению описательных рассказов,мы,прежде всего,стараемся научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни т. к. это ближе всего ребёнку. Начинаем с описания знакомых вещей,растений,животных. Детям младшего дошкольного возраста ближе рассказы о событиях,произошедших только что,детей старшего дошкольного возраста обучаем составлению описательных рассказов о событиях,которые произошли гораздо раньше или могут произойти. Это вытекает из возрастных особенностей развития детской памяти. Прежде всего,подготавливая детей к составлению описательных рассказов,стараемся,чтобы дети хорошо представляли себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте,т. е. хорошо представляли размер,форму,цвет,запах,вкус и т. д. Одной из специальных задач описательного рассказа является развитие монологической речи. Готовясь продумывать вопросы,т. е. своеобразный план,предусматривающий руководство логикой повествования. Если в рассказе ребёнка почему-то наступила пауза и ребёнок затрудняется далее вести рассказ,то используем подсказывающие и наводящие вопросы. Естественно,что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному и вопросы тоже различные.
Проводя занятия по развитию речи,мы стараемся,как можно больше использовать наглядного материала (картины,предметные картинки,сюжетные картинки,серии картинок).И,чтобы занятие достигло поставленных программных задач стараемся,чтобы его части были чётко разграничены.
Так же хочу отметить влияние речевой среды на успешное составление описательных рассказов. Речевая среда - это речевое окружение и наглядный материал. Наглядный материал (шапочки,ребусы,картинки,уголок книг,весёлые картинки и т. д.).
Большую помощь при обучении детей составлению описательных рассказов оказывает работа по схемам. Используем схемы различных сказок «Колобок», «Репка», «Красная Шапочка» и т. д. Предлагаем детям закончить рассказ,дав только начало или середину или конец. Или задаём вопрос,например, «Если был бы я котом.».Дети составляют рассказ на эту тему и т. д.
Постоянно работаем над фразеологизмами,например, «сломя голову», «бить баклуши», «всё в руках горит» и т. д.
Работу по составлению описательного рассказа по игрушке,по предмету, о животном проводим следующим образом:
Делаем схему,на схеме изображены отдельно каждая часть игрушки,животного,описываем отдельно каждую часть. Составление рассказа по картинке начинаем с рассматривания(8 - 10 мин. ,рассматриваем и рассказываем с детьми про каждый объект,изображённый на картинке,обозначаем передний,средний,задний планы. Можно составить схему треугольником обозначить лес,О - солнце,волнистые линии - солнце идёт по небосклону.
Чтобы занятие прошло успешно и программные задачи достигнуты, необходимо:
1. Соблюдать все этапы занятия.
2. Включаем словесные и дидактические игры.
3. Постоянно усложняем речевой материал.
4. Постоянно активизируем речь детей.
5. Исключаем на первых порах отрицательные оценки.
6. Следим,чтобы вопросы к детям и инструкции к составлению описательного рассказа были доступны детям.
7. Проводим индивидуальную работу со слабыми детьми.
В конце года,чтобы выявить уровень подготовленности наших детей проводим диагностику. Просим:
1. Описать животное по картинке.
2. Серию картинок - расположить правильно и составить рассказ.
3. Предлагаем составить рассказку. Словесные и дидактические игры: «Где был Петя», «Радио», «Придумай небылицу», «Составь картинку и расскажи» и т. д.