Приложение МААМ

Консультация для родителей «Обогащение словаря дошкольника»

Арина Кривощекова
Консультация для родителей «Обогащение словаря дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Работу над обогащением словаря ребнка нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что и у детей с отставанием в речевом развитии запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т. д. Важна и правильность грамматического оформления слов, чтобы в речи ребнка не фигурировали слова типа «санка». По этим причинам работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Целенаправленную работу в этом направлении лучше всего проводить начиная с дошкольного возраста. При этом важно обеспечить для ребнка благоприятное речевое окружение (правильная, неторопливая и отчтливая речь окружающих).

Публикация «Консультация для родителей „Обогащение словаря дошкольника“» размещена в разделах

Словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игр.

Необходимо обогатить речь ребнка существительными, глаголами,

прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание

значений уже имеющихся у него слов, а также привить ребнку простейшие

навыки образования слов.

Обогатить словарь ребнка именами существительными помогут серии

картинок, на которых изображены животные, птицы, растения и различные

предметы, подобранные по смысловым группам (мебель, посуда, одежда и т. д.)

Каждую из этих картинок ребнок постепенно должен научиться правильно

называть обобщающим словом, перечисляя все предметы, входящие в эту

смысловую группу. После того, как ребнок усвоил данный материал, можно

провести с ним игры:

«Назови одним словом», «Лишний предмет», «Продолжай» и т. д.

Помогут обогатить словарь ребнка картинки с изображением животных,

птиц и их детнышей (игры «У кого кто», «Найди маму»). Причм в

своих ответах ребнок обязательно должен назвать и взрослое животное

и его детныша: «У козы – козлнок», «У котнка мама – кошка».

Следующей серией могут быть картинки с изображением больших и

маленьких предметов. Ребнок должен правильно назвать сначала

большой, а затем маленький предмет (стол – столик, шапка – шапочка,

лиса – лисичка). Это поможет ему постепенно овладеть правилами

образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. Здесь

особенно важно обращать внимание на различия в окончаниях вновь

образованных слов.

Обогащение словаря ребнка за счт глаголов также может

быть достигнуто путм упражнений в назывании картинок. Как и во всех

предыдущих случаях, упражнения продолжаются до тех пор, пока

названия действий не будут прочно усвоены. Сначала можно выучить

способы передвижения разных животных, птиц, насекомых (летают,

прыгают, плавают и т. д.) Затем для закрепления материала ребнку

предлагаются вопросы: «А кто или что ещ летает? (самолт, воздушный

шарик, «А кто или что ещ плавает? (лодка, поплавок). Можно предложить

ребнку игру «Летает – не летает» («Плавает – не плавает»). Следующим этапом

может быть рассматривание действий одного животного (птицы). Например,

собака – стоит, сидит, лежит, спит, лает, грызт, играет и т. д. Для

характеристики действий подбираются глаголы, которые более тонко

характеризуют действия определнного животного: крадтся, выслеживает и

т. д.). Обязательно нужно называть голос каждого животного, птицы или

насекомого: корова мычит, ворона каркает, жук жужжит. После того, как

ребнок прочно усвоит этот материал, можно переходить к действиям человека.

В процессе неоднократного называния этих действий ребнок постепенно

овладеет способами образования глаголов при помощи приставок. Чтобы

стимулировать ребнка к образованию нужного глагола, взрослый сам

называет существительное с предлогом, а ребнок добавляет соответствующий

глагол. Например, взрослый говорит: «Мальчик из дома …» Ребнок добавляет

глагол «выходит». После рассматривания картинок с изображениями действий

человека ребнку датся задание при помощи этих же приставок образовать

другие глаголы. Делается это примерно так: «Мальчик дорогу переходит, а заяц?

(перепрыгивает). А птица? (перелетает)». В результате этих упражнений у

ребнка вырабатывается прочный навык правильного употребления

приставочных глаголов.

Обогащение словаря ребнка именами прилагательными, которые

обозначают признаки предметов, также достигается путм «оречевления»

картинок, а также рассматриванием конкретных предметов. Продукты питания

можно сравнивать по вкусу: конфета сладкая, а лук – горький. Для закрепления

названий этих признаков предлагаются такие задания: «Назови вс солное

(кислое)».Необходимо запомнить названия основных и промежуточных цветов.

Для многих детей это сложно, помочь им могут определнные ассоциации

(белый, как снег; зелный, как лка; жлтый, как цыплнок, и т. д.)

Закрепить названия цветов помогут игры: «Что бывает зелного цвета?»,

«Подбери по цвету») Расширит словарь ребнка усвоение названий

противоположных признаков предметов, или слов-антонимов. Но прежде

чем ребнок сможет овладеть навыком подбора слов-антонимов он должен

хорошо усвоить смысл таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный»,

«различный». Без понимания значений этих слов он не поймт и смысл

предложенного ему задания. Кроме того, ребнок, конечно, должен хорошо

понимать и смысл каждого их тех слов, к которому ему предстоит подобрать

слова с противоположным значением.

В процессе упражнений взрослый называет первый предмет и его

признак, а также второй предмет. Ребнок должен назвать только признак

второго предмета: «Дерево высокое, а куст - … (низкий)». Затем взрослый может

уже называть только одно прилагательное: «Горячий - … (холодный)».

Следующий этап работы – обогащение словаря ребнка прилагательными путм

овладения правилами их образования от имн существительных. Ребнок, во-

первых, знакомится с относительными прилагательными. Ему объясняют, что

если предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он

железный и т. д. Во-вторых, ребнок упражняется в образовании притяжательных

прилагательных: у коровы голова – коровья, а у лисы – лисья. Правильность

употребления в речи ребнка всех этих разнообразных окончаний достигается

путм неоднократных повторений слов в различных игровых ситуациях: «Кто

спрятался за деревом», «Чьи уши?», «Чей хвост?», «Звери перепутали

хвосты, отгадай у кого чей хвост».

Для обогащения речи ребнка наречиями важно при каждом удобном

случае ненавязчиво объяснять ему, что предметы могут находиться от нас далеко

и близко; располагаться высоко или низко; что ходить можно быстро и

медленно; разговаривать громко, тихо и шпотом; выполнять работу хорошо и

плохо. Ребнок должен также постепенно узнать, что на улице может быть

тепло, холодно, жарко, прохладно, ветрено, дождливо, пасмурно; что под ногами

может быть мокро (сыро) и сухо. В комнате или на улице в разное время суток

может быть светло, темно, сумрачно и т. д. Все эти занятия не только

значительно обогатят словарный запас ребнка, но и положат начало развитию

его наблюдательности над словами, пробудят интерес к языку. И вряд ли нужно

объяснять, какую великую службу сослужит ребнку вс это в школе и вообще в

жизни.

Публикации по теме:

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка» Нам упорно внушают, что чтобы развивать ребенка надо обязательно проводить с ним «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно,.

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их.

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка» в старшей группе Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их.

Консультация для родителей «Обогащение словаря детей дошкольного возраста» Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Обогащение и.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по обогащению словаря старших дошкольников» Особенности развития словаря старших дошкольников. В развитии словаря детей дошкольного возраста две стороны: количественный рост словарного.

Обогащение словаря по лексической теме «Весна». НОД в ОО «Речевое развитие» (старшая группа)Обогащение словаря по лексической теме «Весна». НОД в ОО «Речевое развитие» (старшая группа) Цель: обогащение словаря по лексической теме “Весна”. Задачи: 1. Закреплять знания о признаках весны; формировать умение образовывать.

Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно,.

Презентация дидактических игр по развитию речи «Активизация и обогащение словаря детей» Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка" Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в до-машних.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обогащение словаря дошкольника»
Опубликовано: 12 октября 2018 в 21:14
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Обогащение словаря дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Арина Кривощекова (УИ 1651427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД