Арина Кривощекова
Консультация для родителей «Обогащение словаря дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Работу над обогащением словаря ребнка нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что и у детей с отставанием в речевом развитии запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т. д. Важна и правильность грамматического оформления слов, чтобы в речи ребнка не фигурировали слова типа «санка». По этим причинам работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Целенаправленную работу в этом направлении лучше всего проводить начиная с дошкольного возраста. При этом важно обеспечить для ребнка благоприятное речевое окружение (правильная, неторопливая и отчтливая речь окружающих).
Публикация «Консультация для родителей „Обогащение словаря дошкольника“» размещена в разделах
Словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игр.
Необходимо обогатить речь ребнка существительными, глаголами,
прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание
значений уже имеющихся у него слов, а также привить ребнку простейшие
навыки образования слов.
Обогатить словарь ребнка именами существительными помогут серии
картинок, на которых изображены животные, птицы, растения и различные
предметы, подобранные по смысловым группам (мебель, посуда, одежда и т. д.)
Каждую из этих картинок ребнок постепенно должен научиться правильно
называть обобщающим словом, перечисляя все предметы, входящие в эту
смысловую группу. После того, как ребнок усвоил данный материал, можно
провести с ним игры:
«Назови одним словом», «Лишний предмет», «Продолжай» и т. д.
Помогут обогатить словарь ребнка картинки с изображением животных,
птиц и их детнышей (игры «У кого кто», «Найди маму»). Причм в
своих ответах ребнок обязательно должен назвать и взрослое животное
и его детныша: «У козы – козлнок», «У котнка мама – кошка».
Следующей серией могут быть картинки с изображением больших и
маленьких предметов. Ребнок должен правильно назвать сначала
большой, а затем маленький предмет (стол – столик, шапка – шапочка,
лиса – лисичка). Это поможет ему постепенно овладеть правилами
образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. Здесь
особенно важно обращать внимание на различия в окончаниях вновь
образованных слов.
Обогащение словаря ребнка за счт глаголов также может
быть достигнуто путм упражнений в назывании картинок. Как и во всех
предыдущих случаях, упражнения продолжаются до тех пор, пока
названия действий не будут прочно усвоены. Сначала можно выучить
способы передвижения разных животных, птиц, насекомых (летают,
прыгают, плавают и т. д.) Затем для закрепления материала ребнку
предлагаются вопросы: «А кто или что ещ летает? (самолт, воздушный
шарик, «А кто или что ещ плавает? (лодка, поплавок). Можно предложить
ребнку игру «Летает – не летает» («Плавает – не плавает»). Следующим этапом
может быть рассматривание действий одного животного (птицы). Например,
собака – стоит, сидит, лежит, спит, лает, грызт, играет и т. д. Для
характеристики действий подбираются глаголы, которые более тонко
характеризуют действия определнного животного: крадтся, выслеживает и
т. д.). Обязательно нужно называть голос каждого животного, птицы или
насекомого: корова мычит, ворона каркает, жук жужжит. После того, как
ребнок прочно усвоит этот материал, можно переходить к действиям человека.
В процессе неоднократного называния этих действий ребнок постепенно
овладеет способами образования глаголов при помощи приставок. Чтобы
стимулировать ребнка к образованию нужного глагола, взрослый сам
называет существительное с предлогом, а ребнок добавляет соответствующий
глагол. Например, взрослый говорит: «Мальчик из дома …» Ребнок добавляет
глагол «выходит». После рассматривания картинок с изображениями действий
человека ребнку датся задание при помощи этих же приставок образовать
другие глаголы. Делается это примерно так: «Мальчик дорогу переходит, а заяц?
(перепрыгивает). А птица? (перелетает)». В результате этих упражнений у
ребнка вырабатывается прочный навык правильного употребления
приставочных глаголов.
Обогащение словаря ребнка именами прилагательными, которые
обозначают признаки предметов, также достигается путм «оречевления»
картинок, а также рассматриванием конкретных предметов. Продукты питания
можно сравнивать по вкусу: конфета сладкая, а лук – горький. Для закрепления
названий этих признаков предлагаются такие задания: «Назови вс солное
(кислое)».Необходимо запомнить названия основных и промежуточных цветов.
Для многих детей это сложно, помочь им могут определнные ассоциации
(белый, как снег; зелный, как лка; жлтый, как цыплнок, и т. д.)
Закрепить названия цветов помогут игры: «Что бывает зелного цвета?»,
«Подбери по цвету») Расширит словарь ребнка усвоение названий
противоположных признаков предметов, или слов-антонимов. Но прежде
чем ребнок сможет овладеть навыком подбора слов-антонимов он должен
хорошо усвоить смысл таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный»,
«различный». Без понимания значений этих слов он не поймт и смысл
предложенного ему задания. Кроме того, ребнок, конечно, должен хорошо
понимать и смысл каждого их тех слов, к которому ему предстоит подобрать
слова с противоположным значением.
В процессе упражнений взрослый называет первый предмет и его
признак, а также второй предмет. Ребнок должен назвать только признак
второго предмета: «Дерево высокое, а куст - … (низкий)». Затем взрослый может
уже называть только одно прилагательное: «Горячий - … (холодный)».
Следующий этап работы – обогащение словаря ребнка прилагательными путм
овладения правилами их образования от имн существительных. Ребнок, во-
первых, знакомится с относительными прилагательными. Ему объясняют, что
если предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он
железный и т. д. Во-вторых, ребнок упражняется в образовании притяжательных
прилагательных: у коровы голова – коровья, а у лисы – лисья. Правильность
употребления в речи ребнка всех этих разнообразных окончаний достигается
путм неоднократных повторений слов в различных игровых ситуациях: «Кто
спрятался за деревом», «Чьи уши?», «Чей хвост?», «Звери перепутали
хвосты, отгадай у кого чей хвост».
Для обогащения речи ребнка наречиями важно при каждом удобном
случае ненавязчиво объяснять ему, что предметы могут находиться от нас далеко
и близко; располагаться высоко или низко; что ходить можно быстро и
медленно; разговаривать громко, тихо и шпотом; выполнять работу хорошо и
плохо. Ребнок должен также постепенно узнать, что на улице может быть
тепло, холодно, жарко, прохладно, ветрено, дождливо, пасмурно; что под ногами
может быть мокро (сыро) и сухо. В комнате или на улице в разное время суток
может быть светло, темно, сумрачно и т. д. Все эти занятия не только
значительно обогатят словарный запас ребнка, но и положат начало развитию
его наблюдательности над словами, пробудят интерес к языку. И вряд ли нужно
объяснять, какую великую службу сослужит ребнку вс это в школе и вообще в
жизни.