Анна Ефанова
Консультация для родителей «Рекомендации родителям по обогащению словаря старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития словаря старших дошкольников.
В развитии словаря детей дошкольного возраста две стороны:
количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.
овладение значениями слов.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост
находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о
количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся
между собой. К пяти годам количество слов доходит до 2000 – 2500, А в 6-7
Публикация «Консультация для родителей „Рекомендации родителям по обогащению словаря старших дошкольников“» размещена в разделах
лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число
существительных и глаголов, медленнее растет число прилагательных. Это
объясняет, прежде всего, условиями воспитания (взрослые мало внимание
обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во –
вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части
речи. Дети 5-7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка
взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым
значением – горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к
слову, Наблюдается и словотворчество, в тех случаях, когда в
словаре ребёнка не находят нужного слова. Однако, чаще в случаях
затрудненный ребёнок не называет предмет. К семи годам большинство слов
в словаре ребёнка составляют имена существительные, глаголы.
В старшем возрасте необходимо расширять запас слов за счёт названий
предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять
наиболее подходящие по значению и смыслу слова при обозначении
признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с
противоположным значением, со сходным значением; использовать слова,
обозначающие материал (дерево, металл, стекло и др); учить осмысливать
образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его
качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского,
представляющее «грандиозную сложность». В старшем дошкольном
возрасте усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к
усвоению детьми выразительных средств языка. Важно также выделить
собственно языковые задачи в обогащении словаря детей, в частности задачи
раскрытия и углубления понимания смысла слов, а также к необходимости
разработки в методике развития речи системы приемов работы над
смысловой стороной слова. Также особое внимание уделяется
использованию синонимических и антонимических сопоставлений, так как
они особенно важны для уточнения, углубления и разграничения значений
слов. Антонимические и синонимические сопоставления позволяют с
большой эффективностью осуществлять выявление разных значений
многозначного слова.
Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению)
переплетается с усвоением тематических слов (глаголы движения: идти,
играть, плестись и т. д. или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил,
ответил).
Работа над антонимами проводится при сопоставлении словосочетаний в
предложениях. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор
антонимов к многозначным словам расширяет представление детей о слове,
помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетания со словами
противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова
(старый дом – ветхий, старое платье – рваное, старый друг – давний). Таким
образом, словарь дошкольников к моменту поступления в школу насыщен
обозначающими существительными, глаголами, прилагательными,
обозначающими свойства предметов и явлений. Дети пользуются точными
выразительными словами для передачи своих эмоций, впечатлений,
представлений. Соответственно речь обогащена синонимами и антонимами,
дети в состоянии объяснить неизвестные и малоизвестные значения знаков
многозначных слов, умеют правильно сочетать слова по смыслу и осознанно
употребляют видовые и родовые понятия. Например, дети правильно
используют обобщающие слова типа: растения – деревья, кустарник, цветы,
или фрукты – виноград, слива, яблоко, груша и аналогичные. Понимая при
этом, что понятие «растение» шире и включает в себя также как: деревья,
цветы, кустарник; а понятия «фрукты» шире слов: виноград, яблоко, слива и
другие.
Дети также способны выделять в предложениях слова, близкие и
противоположные по смыслу. Дети в состоянии понять разное значение
одного и того же слова, правильно оценить переносной смысл слов (в
поговорках, пословицах, выбрать наиболее точные слова и выражения,
подходящие к данной ситуации.
Эти особенности развития лексики старшего дошкольного возраста и
определяют содержание и методику развития словаря.
Рекомендации для родителей по формированию словаря ребенка.
Речевые способности ребенка особенно ярко проявляются в общении его со
взрослыми: он делится с ними своими впечатлениями, просит их
что - нибудь рассказать, объяснить, прочитать, ответить на интересующий
вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него
потребность общаться. Ведь именно они первые учителя своих детей. Здесь
особое внимание на речевое развитие детей оказывает совместная
деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой
семье.
Родители могут играть с ребёнком в такие игры, как:
1) «Скажи наоборот» (подбор антонимов к заданному слову);
2) «Скажи по – другому» (с подбором синонимов);
3) Различные речевые (бытовые) ситуации;
4) «Чтобы это значило?» и другие.
Необходимо шире организовать наблюдения за окружающим
(различать транспортное средства, называть детали, лучше всего при этом
использовать наблюдение за реальными предметами и объектами. Посещать
с ребенком различные музеи, выставки, спектакли. Необходимо также
задавать ребёнку вопросы и отвечать на все его «почему?» и «зачем?».
Также полезно рассматривать с ребёнком предметные и сюжетные картинки,
на которых изображен предмет или действие с ним.
Большую роль в формировании словаря дошкольника играет
художественная литература. Тем более, что дети очень любят когда им
читают или рассказывают. Читая ребёнку, необходимо останавливать его
внимание на иллюстрациях, на незнакомые слова нужно обращать особое
внимание, объясняя их смысл. Можно организовать на основе произведения,
хорошо знакомо ребёнку пересказ по ролям. Рассказы, которые взрослый
адресует ребёнку, должны быть небольшими. Это могут быть рассказы о
наблюдениях, о животных, о житейских ситуациях и др. Составляя рассказы
нужно стараться употреблять слова, обозначающие свойства, качества
предметов, слова – синонимы, сравнения.
Также можно устраивать домашний театр или разыграть небольшие сцены,
используя речевые диалоги. Особенно важно ставить ребёнка перед
проблемой выбора решения в определённой ситуации. Благодаря чему
ребёнок учится логически мыслить. Немаловажную роль для развития детей
оказывают игры на придумывание новых слов из хорошо известных или
отгадывание смысла нового слова, что влияет на речетворчество детей. Как
правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают
много вопросов, но если родители «отмахиваются» от них, не отвечают
ребёнку, то ребёнок замкнётся и просто перестанет спрашивать.
Нужно находить время для ребёнка, не только отвечать на его вопросы, но и
давать ему какие – либо задания (попросить что – то кому – то передать,
сказать).
Таким образом, работа по формированию словаря детей старшего
дошкольного возраста должна вестись воспитателями и родителями в
определенной системе и в тесном сотрудничестве, которые приведут к
позитивным результатам.
Конспект занятия по обогащению словаря у детей старшего возраста.
Тема: «ВЕСНА»
Программное содержание
цель: обогащение словаря по теме : весна
задачи:
образовательные : обогатить словарь детей, закрепить знание детей о признаках весны, о перелетных птицах, о первых весенних цветах.
развивающие :развивать умение слышать учителя, формировать умение согласовывать прилагательные в роде, числе и падеже, развивать речевой слух, формировать целостное впечатление об изображении на картине, развивать диалогическую речь.
воспитывающие : работать над усидчивостью, вниманием, памятью, умением работать самостоятельно.
Оборудование: демонстрационный материал – картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»,опорные картинки о весне.
Ход занятия:
Организационный момент: Здравствуйте, дети! К нашему занятию я выучила очень интересное стихотворение. Сейчас я его расскажу, а вы послушайте внимательно и подумайте – о чем оно?
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла.
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну вставай, медведь!-
На веточку дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна – красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов!
Вам понравилось стихотворение? О чем оно? Теперь я его прочитаю еще раз, а вы постарайтесь запомнить признаки весны.
Теперь сядет тот ребенок, который назовет мне один признак весны.
1. А вы помните как было в стихотворении:
Теперь весна – красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Ребята, а кто это такие – гуси, стрижи, аисты, кукушки, скворцы? (птицы)
А как мы называем таких птиц? (перелетные)
Что вы знаете о них? (улетают в теплые края осенью, а возвращаются весной, начинают строить гнезда, выводить птенцов)
Верно. А каких перелетных птиц вы видите на картине русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова? (грачи)
Что они делают? (строят гнезда, собираются выводить птенцов, летают, кричат, носят в клювах веточки и травинки)
Какие приметы весны вы видите на картинке? (небо серое, покрыто облаками, но среди облаков видны голубые просветы, через них пробиваются солнечные лучи, снег тает, он стал рыхлым, мокрым, грязным, побежали ручьи, среди деревьев стоит вода, это ранняя весна).
а давайте проверим – знаете ли вы еще какие – нибудь признаки весны – я буду называть предложение, а вы его продолжать, заканчивать. Тот, кто доскажет предложение, должен встать.
Сосульки под солнцем (тают)
Сугробы от солнечного тепла (оседают)
На деревьях почки (набухают, лопаются)
Весной птицы гнезда (строят, вьют)
Медведь от спячки (просыпается, пробуждается)
Птицы птенцов (выводят, выкармливают)
Лед на реке (тает, трещит, лопается)
Весной деревья в садах (цветут)
На проталинах первые цветы (расцветают)
Насекомые после зимы (оживают)
На полях люди рожь (сеют)
Из – под земли первая травка (пробивается)
Молодцы, ребята! Устали немного? Давайте разомнемся! Повторяйте за мной!
За окном сосулька тает (4 прыжка на носочках, руки на поясе)
Ветер тучи рвет в клочки (руки вверх, наклоны влево, вправо)
Разжимает, разжимает (руки впереди, перед грудью)
Клен тугие кулачки (локти вниз, сжимать, разжимать кулаки)
Прислонился он к окошку (4 прыжка)
И едва растаял снег (наклоны влево - вправо)
Мне зеленую ладошку (поворачиваются друг к другу)
Клен протянет раньше всех! (пожимают друг другу руки)
Садитесь. Расскажите – а какие три весенних месяца вы знаете? Сейчас мы узнаем что – то новое о них! Послушайте стихотворение внимательно и подумайте – о чем оно:
Март – начало весны,
Пробужденье природы,
Звон капели
И таянье белых снегов.
Женский праздник прекрасный,
Запах желтой мимозы,
Гомон птиц на деревьях
И ручьев первый зов!
О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы марта.
Лед вскрывает апрель,
Ледоходом грохочет,
Половодьем накроет
Заливные луга.
Первоцветами нежными
Землю украсит,
Унесет за собой
Холод, лед и снега!
О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы апреля.
Май – с цветеньем садов,
Одуванчиков желтых,
С молодою травою,
Первой майской грозой,
С Днем Победы народным,
Первомайским салютом,
С посевною на пашнях
И нежной листвой.
О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы мая.
5. Давайте отгадаем загадки!
Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек пошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)
Под сугробом он растет,
Снеговую воду пьет. (подснежник)
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать? (мать – и - мачеха)
Каким одним словом мы можем назвать отгадки? (цветы)
Какие это цветы, если они появляются весной? (весенние, первые)
Какого цвета стебли и листья у всех этих цветов? (зеленые)
Какого цвета цветок ландыша? (белый)
Какого цвета цветки мать – и - мачехи и одуванчика? (желтые)
Какие вы молодцы! А теперь надо немного отдохнуть – встанем из – за столов, отойдем на ковер и встанем в круг.
1, 2, 3, 4 (4 шага назад)
Раздвигайте круг пошире (расширить круг)
А теперь мы ручейки (бег по кругу)
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, станет озеро большим (раздвинуть круг)
Становитесь в круг опять (сузить круг)
Будем в солнышко играть (бег по кругу)
Мы веселые лучи (тянуться на носочках, руки вверх)
Мы резвы и горячи (прыгать на носочках, руки на поясе)
Отдохнули? Теперь садитесь за парты.
О чем мы сегодня говорили? (о весне)
А что бывает весной?
- солнце ярко светит
- снег тает
- бегут ручьи
- расцветают первые цветы
- есть три весенних месяца
И так далее.
8. Видите, сколько нового и интересного мы узнали! Как вы думаете – ваши родители знают то, что теперь знаете вы? Давайте проверим! Расскажите дома родителям все – все, что вы знаете о весне!
9. Домашнее задание в тетради – выучить стихотворение, заштриховать весенние цветы, назвать 5 признаков весны.
Приложение
Дифференциация звуков [д] - [г], [т] - [к].
Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в словах:
гадалка газета бригада драгуны гладиолус гранит годы дорога глотка гордыйдуга градусник
глоток городок отвага грудка горсточка погода
гудок радуга грунт густой август полгода
ягода ткач доктор
Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в словосочетаниях:
глоток из стакана
голодные голуби
горная дорога
отгадай загадочку
гадает на картах
расстегнутая куртка
погнутый гвоз[т]ь
Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в предложениях:
На подоконнике стоит горшок с кактусом.
Трудно спускаться с крутой горы.
Я грызу сла[т]кую карамель.
У Кондрата куртка коротковата.
Изгиб дороги – побереги ноги.
Конь стукнул копытом у крыльца.
Капитан корабля увидел огонек маяка.
По воскресеньям мы катаемся на коньках на закрытом катке.
В августе часто бывают грозы.
Голубую глину добывают в карьере за городом.
Грузовик шел по горной дороге.
Мой багаж доставили в вагон поезда.
Горо[т] по вечерам горит огнями.
У ягуара быстрые длинные лапы.
Курносенький Егорка вскарабкался на горку.
Произнесение звуков [д] - [г], [т] - [к] в текстах:
Ткет ткач ткани
на платок Тане.
Сок с березы стек,
Стек с березы сок.
По дороге едут дроги,
Дроги едут по дороге.
Как рубин стал гранат,
Как агат – виногра[т].
Дру[к] за другом,
Кру[к] за кругом.
Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мо[к] залезть?
Пахнет кондитер
Орехом мускатным,
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Грустный клоун-бегемот
Грустным голосом поет
Песню грустную-прегрустную:
- Я люблю лягушку вкусную.
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Он никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Иначе был бы вечный спор –
Куда зовет нас светофор.
Тук, тук, молоток,
Забей гвоздиков пяток.
Тук, тук, тук,
И в подметку, и в каблук.
Гость один стучал по крыше,
Гость другой в окно стучал,
Но когда во двор я вышел,
То гостей не повстречал.
Бил по крыше дождик редкий,
Пусто было и темно,
Старый вяз осенней веткой
Мне постукивал в окно.
Далеко уехал дру[г],
Грустно стало все вокру[к].
Скучно как без друга,
За окошком вьюга.
На вокзал побегу,
Закричу на бегу:
«Дру[к], пора приезжать,
Надоело скучать!»
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.