Ирина Есенкова
Консультация для родителей «О роли и важности развития ритмического слуха в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка – не простое развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Музыка – это сама жизнь» - Д. Б. Кабалевский
В детском возрасте ребёнок очень восприимчив ко всему новому. А музыка способствует развитию духовной сферы человека, его творческого потенциала, воспитанию эмоциональной отзывчивости на всё прекрасное.
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В. Г. Белинский.
Публикация «Консультация для родителей „О роли и важности развития ритмического слуха в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Очень важно приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развивать общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
Ритм – одно из важнейших средств музыкальной выразительности, включающий в себя такие компоненты, как темп, метр, ритмический рисунок в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром. Слово ритм имеет очень широкое распространение. Ритм характерен не только для музыкальной деятельности, но он сопровождает нас по жизни: смена времён года, дней недели, это и ритм дня – утро, день, вечер, завтрак, обед, ужин, и т. д.
Ритм в музыке – это чередование различных длительностей звуков.
Без развитого чувства ритма практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
Н. И. Льговская даё т следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».
Поэтому очень важно для педагога формировать у детей чувство ритма.
Музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Метод Далькроза сводился к тому, чтобы через специально подобранные тренировочные упражнения развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. И ритм в этих упражнениях - это основополагающее, универсальное начало. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Известный психолог Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство.
Развитие ритмических основ очень важно для детей, имеющих нарушения в речевом развитии.
Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка организует, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм помогает детям осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество, возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.