Сотова Екатерина Владимировна
Консультация для родителей «Нужно ли рассказывать детям 3–4 лет о войне при ознакомлении с праздником «День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего мы знакомимся с праздником «День Победы»?
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Эмоции в умеренном проявлении не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.
С какого возраста можно начинать говорить с детьми о войне?
Публикация «Консультация для родителей „Нужно ли рассказывать детям 3–4 лет о войне при ознакомлении с праздником „День Победы“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Консультации, расскажите ребенку о войне
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Детский психолог Юлия Кононова считает, что рассказывать, отвечать на вопросы можно уже начиная с трех-четырех лет. Даже если взять русские сказки, там герои постоянно с кем-то воюют. Вокруг нас много образов, так или иначе связанных с войной: памятники, военная техника, люди в форме. Рано или поздно вопросы возникают сами.
Очень важно, как о войне рассказать, чтобы и не испугать, и донести такие важные уроки человечества.
Для многих взрослых тема «Разговора о войне» тяжелая и пугающая, им кажется, что они должны оградить ребенка от переживаний, правильно ли это?
Если мы сами боимся о чем-то говорить, умалчиваем о чем-то это передается ребенку. Маленькие дети чувствуют ваше отношение и ориентируются на него больше, чем на ваши слова. Травмируют не столько сведения, сколько то, как родитель говорит об этом. Для многих взрослых эта тема тяжелая и болезненная. Но не стоит избегать разговоров, если ребенок спрашивает. Не стоит отмахиваться, говорить: «Подрастешь, узнаешь». Если вы не отвечаете на его потребность в любознательности, выломаете его доверие, даете ему возможность узнать об этом от кого-то другого. (Психолог Ю. Кононова)
Как подготовиться к этому разговору? Нужно ли специально выбирать время, подбирать примеры?
Главное, чтобы вы перед этим честно поговорили с собой: что вызывает у вас боль, что для вас значит война, что вам особенно трудно принять. Родитель воспитывает собой не словами, которые он говорит, а собой. И ребенок это чувствует.
Правила для родителей
1. Разговор о войне с ребенком (по мнению психолога Овчинниковой Анны): это честный и искренний разговор, ведь дети вам доверяют. Начиная разговор о войне, (если ребенок задал подобный вопрос) попробуйте спросить у своего ребенка, как он думает, что такое «война»?
2. Психолог Ю. Кононова, предлагает рассказать детям следующую «сказку»:
«Жили-были на нашей земле папы, мамы, дети, бабушки и дедушки. И пришли плохие дяди, которые сказали: мы будем жить на вашей земле, а вы уходите. Конечно, папы все встали и сказали: мы не уйдем отсюда, это наша земля. Достали пушки и стали защищать своих мам, детей, бабушек и дедушек. И конечно, им самим доставалось. Их ранили, им было больно, но они все равно вставали и спасали свою семью, друзей и знакомых. Они стояли до последнего, защищали свою землю (проявляли силу и отвагу) и победили врагов.
3. Не рекомендуется рассказывать об ужасах войны, лучше сконцентрировать своё внимание на основных понятиях о войне. Не вдаваться в подробности, попробуйте объяснять на примере сказочных героев, указывайте на положительный конец. Например, можно ответить: «Войны бывают. Здорово, что сейчас этого нет. Мы живем в мире и нам нужно это сохранить, чтобы больше не было войны»
Внимание:
Война – это всегда трагедия для целого народа, которая влечет за собой человеческие жертвы. В разговоре с ребенком о войне тема смерти тоже может всплыть. Возраст, когда с детьми уже можно говорить о таких последствиях - это 5-6 лет. физиологического развития. НО рассказывать о смерти можно лишь тогда, когда ребенок начинает задавать вопросы, но понятным и не страшным для него языком. Если ребенок не спрашивает, значит ему это еще неинтересно, и заводить эту тему самостоятельно не стоит.
Выходит, о войне можно говорить спокойно?
Именно максимально спокойно да, такое бывает. Не всегда это зависит от нас. И акцент делать на том, что война – это трудности. Они бывают у всех, но их можно пережить как пережили наши прабабушки и прадедушки. Приведите конкретные примеры, поговорите о том, что делали во время войны ваши родственники, когда они были тоже детьми. Акцент не на том, как одни убивали других, а на том, как люди помогали друг другу.
Подходите к этому с точки зрения межличностных отношений. Ведь война затронула каждую семью, и у каждого есть своя история.
Какие истории о военном времени можно рассказать детям?
Можно, например, познакомить их с Таней Савичевой с девочкой, которая писала дневник. Показать ее личико, рассказать, с чем она столкнулась, как описывала свою жизнь. Это то, что на уровне их понимания. И, конечно, рассказывать о бабушках и дедушках как они воевали, как справлялись с трудностями.
Важно на каждом этапе взросления давать информацию в том виде, в котором она понятна ребенку. Важно сохранить доверие ребенка, чтобы он мог обращаться к родителю с любыми вопросами, чтобы оставался при этом любознательным. Быть родителем – это не сверхтруд и подвиг, но увлекательное путешествие с ребенком, в котором вы постоянно открываете что-то новое в себе и в жизни и вместе отвечаете на самые разные вопросы, в том числе и о войне.
Желаем вам удачи!
Список использованной литературы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/05/12/konsultatsiya-dlya-roditeleygovorit-s-detmi-o-voyne
2. https://www.b17.ru/article/279264/
3. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671