надежда шемшединова
Консультация для родителей «Нужна ли ребенку музыкальная грамотность?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальная грамотность - в сущности музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает знания этой грамоты».
Д. Кабалевский.
Публикация «Консультация для родителей „Нужна ли ребенку музыкальная грамотность?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Развитие ребенка формируется на базе трех его активностей, которые можно отразить на следующих предметах: физическая культура и спорт, изобразительное искусство или рисование, пение либо модно называть музыкальная грамотность. Из этой триады нас сегодня интересует третий предмет – музыкальная грамотность, которое опирается на умении петь. А пение для ребенка - это тренировка дыхательной системы, горлового развития, говорения и фонетики, эстетического развития.
Известно, что культурно-музыкальная общественность предпочитает термин Музыкальная грамотность, которую определяет как чтение, письмо и воспроизведение музыки, а также понимание культурной практики и историко-социальных контекстов.
Отечественная музыкальная культура обеспечила более скромное трактование понятия Музыкальная грамота, которую определяют как комплекс знаний и навыков, позволяющие разбираться в строении музыкальной речи, анализировать литературу, различать музыкальные формы, средства музыкальной выразительности, пользоваться музыкальными инструментами.
При упоминании понятия музыкальная грамотность или грамота, первое, что приходит на ум, так это термин «Сольфеджио» или начальное вокальное упражнение в чтении нот без текста. Однако без «Музыковедения» или «Музыкознания» познать музыкальную грамотность невозможно, так как, согласно принятому определению, изучение музыки как особой формы художественного освоения мира в ее конкретной социально-исторической обусловленности, отношении к другим видам художественной деятельности и духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения ее специфических особенностей и внутренних закономерностей, которыми определяется своеобразный характер отражения в ней действительности.
Чтобы понять, почему важно воспитание музыкальной грамотности у детей, надо увидеть: эта цель ничем не отличается от воспитания языковой, литературной или математической грамотности. И дело не в том, зачем это пригодится грамотному. Вопрос в другом: чего лишается безграмотный человек? Например, в случае с литературой он никогда не узнает Пушкина и Бродского, Достоевского и Шекспира… Безграмотный в языковом плане не постигнет моральных ценностей своей нации, ему неоткуда будет об этом узнать. Математически неграмотный не сумеет разобраться в красоте и сути финансового и экономического развития и т. д.
Музыкальная грамотность дает возможность получить бесценную информацию. Со времё н Бетховена это знание концентрируется в двух магических словах: «Обнимитесь, миллионы» и ведёт к идее единения людей. Прекрасное утверждается в музыкальной классике как то, ради чего следует жить. И самое главное: эти сложнейшие категории понятны музыкально грамотному человеку без тяжёлых словесных рассуждений и без перевода на разные языки.
Учить музыке надо всех детей. Но – всех по-разному. Для тех, кто одарён, существуют вековые педагогические традиции, они вполне современны. На них основана и успешно работает вся практика музыкальных школ и музыкально-воспитательных учреждений.
Если ребёнок не имеет ярко выраженных способностей, для него созданы просветительские системы музыкального воспитания, например, отечественная программа Д. Б. Кабалевского. В этом случае родителям не надо желать более ничего для музыкального развития ребёнка.
Родители должны понимать, что, отдавая ребёнка учиться музыке, они сами становятся участниками этого процесса. Необходимо знать, что ребёнок не умеет заниматься музыкой дома самостоятельно. Научить его этому могут только родители в теснейшем контакте с педагогом.