МААМ-картинки

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей через общение с природой»

МАРИНА ПОЧИНОК
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей через общение с природой»

огда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во – вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котенка и пр.).

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственное – эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы.

Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические утилитарные мотивы общения с объектами природы, тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе.

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если родители сами просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторение передачи вместе с ребенком смотрят её.

Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной, а в позитивной форме.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что – то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

История цивилизации сформировала у человека потребительское отношение к природе.

Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде.

Долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Природа— не беспредельный склад, запасы ее истощимы.

Происходящие на наших глазах глобальные экологические изменения привели людей к пониманию того, что деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту и разнообразие природы.

Прививать детям любовь к природе необходимо по двум причинам: во- первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. д.)

Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Поведение ребенка в природе порой противоречиво : имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, топчут насекомых, «ласкают» -- котенка и др.)

Живая природа воздействует на ребенка,вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы.

Чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка, необходимо систематическое, воспитательное влияние со стороны взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

Необходимо сделать, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной. Зачастую отмечаем, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы.

Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветку дерева, но и не подвяжет сломанную.

Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У детей дошкольного возраста часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в коляске катаю»), тем не менее им доступны добрые поступки, бескорыстный труд.

Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом отношении ребенка к природе.

Поэтому так важно привлекать ребенка к каждодневной заботе о растениях и животных, находящихся дома : «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках?», «Приготовь корм для попугаев», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т. п.

Большое значение имеют семейные просмотры телепередач о животных, чтение познавательной литературы и т. д.

Во время прогулок интересно показать ребенку растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребенка с лекарственными травами, рассказать, почему они так называются.

Дети легко запоминают такие названия, как мать- и- мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Важно, чтобы дети понимали истинное значение природы для жизни человека и необходимость ее защиты и охраны. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила гуманного обращения с объектами природы.

Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной форме («не рвать», «не топтать», «не ломать», а в позитивной (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что- то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит во круг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого.

Хорошо, когда родители знают песни, стихи, загадки о природе, используют их во время прогулок и наблюдений. По мере усвоения детьми нравственно- этических норм можно судить о степени сформированности действенной любви к природе.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника»Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей через общение с природой»
Опубликовано: 29 августа 2024 в 14:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей через общение с природой»» (включая файлы) размещена пользователем МАРИНА ПОЧИНОК в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. День озера Байкал. Папка-передвижка о Байкале

День Байкала отмечают в России в первое воскресенье сентября. Байкал — уникальное место, это озеро входит в число семи чудес нашей страны. Полюбоваться красотой Байкала приезжают люди со всего мира.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД