МАРИНА ПОЧИНОК
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей через общение с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
огда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во – вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств : гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котенка и пр.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственное – эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы.
Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У дошкольника часто преобладают эгоистические утилитарные мотивы общения с объектами природы, тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе.
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если родители сами просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторение передачи вместе с ребенком смотрят её.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной, а в позитивной форме.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что – то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
История цивилизации сформировала у человека потребительское отношение к природе.
Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде.
Долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Природа— не беспредельный склад, запасы ее истощимы.
Происходящие на наших глазах глобальные экологические изменения привели людей к пониманию того, что деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту и разнообразие природы.
Прививать детям любовь к природе необходимо по двум причинам: во- первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. д.)
Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Поведение ребенка в природе порой противоречиво : имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, топчут насекомых, «ласкают» -- котенка и др.)
Живая природа воздействует на ребенка,вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы.
Чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка, необходимо систематическое, воспитательное влияние со стороны взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Необходимо сделать, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной. Зачастую отмечаем, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы.
Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветку дерева, но и не подвяжет сломанную.
Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У детей дошкольного возраста часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в коляске катаю»), тем не менее им доступны добрые поступки, бескорыстный труд.
Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом отношении ребенка к природе.
Поэтому так важно привлекать ребенка к каждодневной заботе о растениях и животных, находящихся дома : «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках?», «Приготовь корм для попугаев», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т. п.
Большое значение имеют семейные просмотры телепередач о животных, чтение познавательной литературы и т. д.
Во время прогулок интересно показать ребенку растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребенка с лекарственными травами, рассказать, почему они так называются.
Дети легко запоминают такие названия, как мать- и- мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Важно, чтобы дети понимали истинное значение природы для жизни человека и необходимость ее защиты и охраны. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила гуманного обращения с объектами природы.
Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной форме («не рвать», «не топтать», «не ломать», а в позитивной (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что- то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит во круг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого.
Хорошо, когда родители знают песни, стихи, загадки о природе, используют их во время прогулок и наблюдений. По мере усвоения детьми нравственно- этических норм можно судить о степени сформированности действенной любви к природе.