Елена Нурмухаметова
Консультация для родителей «Нескучное обучение грамоте»
▼ Скачать
Консультация для родителей "Нескучное обучение грамоте"
Когда пора учить читать?
Готовность ребенка к обучению грамоте при наличии речевых, интеллектуальных, психологических или физиологических проблем определяет врач или дефектолог. Обучение чтению рекомендуется начинать не раньше 5 лет. Почему?
Публикация «Консультация для родителей „Нескучное обучение грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Развитие ЦНС происходит по законам онтогенеза (индивидуальное развитие) и филогенеза (процесс развития биологического вида в целом);
Существуют определенные сенситивные периоды для развития той или иной функции. Это самые благоприятные моменты, самые удачные для формирования определенного умения или навыка;
Обучение чтению и письму связано с работой левого полушария, которое не способно правильно работать без хорошо развитого правого, чем и должен заниматься ребенок до пяти лет, ИГРАЯ;
Как спортсмен достигает наилучшего результата, правильно распределив силы, так и ребенок развивается гораздо лучше, правильно распределив время и длительность.
Небольшой пример: Маша и Миша прекрасные детишки, укладывающиеся в нормы развития. С Машей мама с двух лет учит буквы и цифры, с трех лет читает и считает. С Мишей мама просто разговаривает, просто играет, охотно отвечает на все его вопросы, дает максимум самостоятельности и ограничивает в гаджетах. Придя в первый класс, маша блещет своей техникой чтения, но через пару месяцев все дети читают с такой же скоростью. Миша не только догнал Машу, но и стал лучше понимать смысл текста, решать задачи. Он более усидчивый и внимательный, ведь его правое полушарие (творческое) получило достаточно почвы для развития, а левое (логическое) не было перегружено тогда, когда еще не дозрело, и не дало сбой в виде нарушения самоконтроля.
Этапы обучения чтению.
Первый этап – изучение букв.
Для начала давайте разграничим понятия «звук» и «буква». Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это символ, который обозначает один или несколько звуков.
Русский язык организован так, что одна буква может обозначать несколько звуков, например, твердый и мягкий. И произнесенный звук зависит от последующего гласного или согласного. Здесь работает механизм упреждающего синтеза, развитие которого входит в подготовку к обучению грамоте.
Итак, все, что мы произносим – это звук, поэтому учимся правильно формулировать инструкцию:
«Произнеси эту букву»
«какая первая буква в слове?» (если ребенок должен определить это на слух)
«Какой звук обозначает эта буква?»
На первых этапах обучения и для детей 5 лет допустимо: «Какая это буква? Но! Обратите внимание! Буквы необходимо учить не так, как в алфавите, а так как произносим. Не «бэ», а «б», не «эр», а «р» и т. д. именно поэтому мы не рекомендуем использовать звуковые азбуки, обучающие телефоны, программы и игрушки.
В какой последовательности учить буквы? В разных программах последовательность изучения букв разная, но есть два основных принципа:
1. По частотности. Этот принцип подходит детям, не имеющим нарушения звукопроизношения. Сначала изучаются гласные первого ряда (а, о, у, ы, э) и «и», потом частотные согласные (н, с, к, т, р, л, в, м, з, д, п). примерно после пятой согласной постепенно вводятся гласные второго ряда (я, е, ё, ю). в самом конце нечастотные буквы (б, г, ж, й, х, ч, ф, щ, ч, ш, ь, ъ).
2. второй принцип используется для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, и упорядочивает буквы по частотности и по легкости произнесения обозначаемых звуков, т. е. сначала гласные (а, о, у, и., потом звуки раннего онтогенеза (м, н, к, х, в, г, б, д, т, которые нарушаются реже, а затем звуки позднего онтогенеза (с, ц, ш, ж, ч, л, р). Параллельно с ними изучаются гласные второго ряда, ь и ъ.
Нет четкой последовательности изучения букв, но есть принципы, которым следует придерживаться.
Для ребенка, не имеющего нарушения развития, подойдет практически любой букварь или азбука. Для детей с нарушениями речи рекомендую букварь Елены Косиновой.
Игры для изучения букв:
1) Тактильные буквы. Напечатать или нарисовать на листе а4 букву. Обклеить ее пластилином, ватой или любым зерном. Обводить готовую букву пальчиком и произносить звук.
2) Из неправильных букв обвести только правильные.
3) Выложить букву из палочек или слепить из пластилина/ доложить недостающие палочки.
4) Игра «На кого/на что похожа буква?»
5) Игра «Живые буквы». Члены семьи делятся на две команды. Одна команда показывает букву позой, а другая отгадывает. Потом команды меняются.
6) Найти определенную букву, спрятанную на картинке.
7) Дорисовать букву. На полу под кршками раскладываем нарисованные элементы букв. Даем Инструкцию: «Иди налево, открой крышку и допиши букву». Затем усложняем, называем два направления движения. В конце просим вспомнить где какую букву написал.
8) Игра по типу «Мемо». Необходимо вырезать карточки, на котрых будут все изученные буквы по два раза. Карточки кладутся рубашкой вверх. Каждый игрок открывает по две карточки. Если они совпали, то игрок забирает их себе, если нет, то опять переворачивает рубашкой вверх, и ходит следующий игрок.
9) Найди и закрой букву. На листе а4 напечатаны буквы, инструкция: «Закрой макарошкой букву А, а потом В». Затем усложняем, называем по три, четыре буквы.
Фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи. Вам станет понятнее на примере английского языка. В нем есть два звука «v» и «w». Человек, только начинающий изучать язык, скорее всего не будет сначала различать эти звуки, так как они схожи по акустическим признакам.
То же самое происходит с формированием фонематической системы ребенка. Сначала для него это непонятный звуковой поток, потом в этом потоке он начинает различать звук А, потом другие гласные, а затем согласные в определенном порядке. Например, для маленького ребенка слова «крыса» и «крыша» могут звучать абсолютно одинаково.
Полное формирование фонематического восприятия происходит к 2 годам, но при речевых нарушениях для этого требуется целенаправленная работа специалистов.
К 5 годам у ребенка формируется способность к звуковому анализу и синтезу. Самые простые его формы формируются самостоятельно. Сложный анализ и синтез формируется при целенаправленной работе в школе.
Мы сегодня рассмотрим простой анализ и синтез для того, чтобы вы могли проверить, насколько готов ребенок к овладению чтением и в дальнейшем письмом.
1. Дифференциация слов. Ребенок должен показать правильно слова на картинке, отличающиеся одним звуком (кит – кот, крыса – крыша, губы – зубы, бочка – почка, дочка – точка, суп – зуб, мука – муха).
2. Игра «Поймай звук». Взрослый произносит цепочку из разных звуков, ребенок должен хлопнуть, когда услышит определенный звук. (дуй на шарик только тогда, когда услышишь звук А).
3. Игра «Шлагбаум». Ребенок преграждает путь автомобилю или поезду. Взрослый запускает машину, сопровождая каким-то звуком. Ребенок либо пропускает машину, либо нет.
Вторую и третью игру можно также использовать для дифференциации слов.
4. Определение наличия или отсутствия звука в слове. «Я произнесу слова, а ты скажи, в каком слове есть звук М»
5. Назови слова, которые начинаются со звука П. за каждое сказанное слово ребенок получает кубик и строит постройку.
6. Какое слово я произнес: К, о, т?
7. Под ракушки прячем шарики и называем ракушки том-дом-ком. Где был ком? Сдувай шарик.
8. Куда спрятался звук?
Совет! Всегда показывайте ребенку пример, а не просто объясняйте словами.
Читаем слоги.
Слог – минимальная еденица речи. Ребенок начинает говорить слогами (лепет, а не отдельными звуками.
Чтение слогов следует начинать не после изучения букв, а параллельно. Когда вы выучили несколько гласных, и хотя бы одну букву, обозначающую согласный звук, то уже можно начинать сливать их в слоги.
Мы предлагаем следующую последовательность:
1. Чтение обратных слогов (ам, ом, ум). Здесь не возникнет проблем со слитным произнесением, но ребенок уже научится воспринимать две буквы как целостную структуру.
Если между звуками присутствует длительная пауза, тл необходимо разобраться в причинах:
- ребенок недостаточно хорошо знает буквы и ему необходима пауза, чтобы актуализировать знания;
- ребенок не понимает необходимости слитности произнесения. Покажите своим примером или попросите ребенка произнести гласный звук более длительно.
На этом этапе уже подключайте чтение по рядам и столбикам:
- прочитай только те слоги, которые написаны в первом ряду;
- прочитай второй столбик;
- прочитай последний слог во втором ряду;
- прочитай третий столбик снизу вверх (этот навык не имеет практической направленности, так как мы всегда читаем сверху вниз, но помогает сконцентрировать внимание и развить пространственное ориентирование).
Совет! С самого начала учите ребенка следить пальчиком. Он должен двигаться под текстом, а не по нему, и строго слева направо. Следить по линейке учат детей только в крайнем случае при некоторых нарушениях развития.
2. Чтение прямых слогов (ма, мо, му). Вот здесь дети сталкиваются с первыми трудностями. А незнание родителей правильной методики усугубляет ситуацию. Как делать нельзя?: читай «м» «а» «ма». Почему так делать нельзя? Ребенок сначала во внешней речи (вслух, а потом во внутренней (про себя) будет проговаривать эти шаги, что значительно замедлит технику речи и ухудшит целостное восприятие, а следовательно и понимание прочитанного. Но есть отличные методики, помогающие начать сразу читать слитно, правильно и легко:
Игра в машинку или тележку. Желательно иметь объемные буквы, но подойдут и карточки на бумаге. Начинать необходимо с тех букв, которые можно тянуть (м, в, х). Букву, обозначающую согласный звук вы сажаете в машину, а букву, обозначающую гласный звук, кладете примерно на расстоянии полуметра от машинки. Пока машина едет, ребенок поизносит согласный звук, а как только сталкивается с карточкой гласного звука, не останавливаясь, произносит его. Если у ребенка не получилось, покажите.
Еще один помощник в чтении прямых слогов – это дуга, показывающая слитное произнесение звуков. В то время как точка показывает отрывистость чтения.
Совет! При обучении ребенка первым делом пробуйте научить по-подражанию. Это самый простой способ. Подражательная деятельность заложена в ребенке природой именно с целью научения.
Когда ребенок научился сливать звуки, можно ему предложить следующие игры для отработки чтения слогов:
Пальчиковыми красками или фломастерами для ванной написать слоги прям на ванной или плитке. «Читай и стирай слог слева от себя/справа от себя»; «Читай и стирай слог перед собой/за собой»; «Читай и стирай слог правой рукой слева от себя» и т. д.
Написать слоги на небольших бумажках. Прицепить на взрослого или ребенка прищепками или скотчем. «Снимай, читай, комкай левой/правой рукой».
Разложить на полу карточки со слогами рубашкой вверх так, чтобы получилось три ряда и три столбика (можно больше). «Прыгай два раза вперед и один налево. Читай». Инструкцию можно упрощать или усложнять.
Написать слоги на небольших бумажках, разложить на подносе или большой тарелке и засыпать мукой/пшеном/манкой тонким слоем. «дуй через трубочку, находи слоги и читай».
Насобирали скорлупу от яиц? Давайте использовать! Ставите половинки скорлупы, а сверху пишите фломастером слоги. Ребенок читает слог и разбивает скорлупу ложкой или игрушечным молотком.
Написать слоги на дне бумажных стаканчиков, выставить в ряд. Ребенок перепрыгивает через стаканчики, переворачивает и читает слог.
Чтение слов.
Когда ваш ребенок уже хорошо научился читать открытые слоги, можно переходить к чтению слов из трех букв по типу: мак, сук, сок, рот…
На этом этапе добавляется еще один знак: точка под буквой. Она помогает ребенку показать, что этот звук не образует слог и его не надо сливать с гласным звуком. Использование таких схем помогает детям расчленить слово для облегчения процесса чтения, но не нарушает его целостность. На этом этапе уже подключается второй параметр чтения – осмысленность (первый параметр – техника чтения). Предложите ребенку прочитанное слово показать на картинке или объяснить, что это такое.
Совет! Постепенно учите детей давать правильные определения. Они не должны начинаться со слов «это когда…», «это то…», «это где…» и т. д.
Варианты игр:
Найди и прочитай слова под стулом, за кружкой, между игрушками, в кастрюле. Получится отличный квест по всей квартире, развивающий не только навыки чтения, но и пространственное ориентирование.
Налейте в прозрачный контейнер или прозрачную тарелку с широким дном воду. Подкрасьте воду синим цветом настолько, чтобы она стала непрозрачной. Под дно контейнера положите картинки, которые соответствуют читаемым словам. Ребенок ставит пустой стакан в воду, и под ним становится видна картинка. Ребенок называет ее и ищет соответствующее слово на листе бумаги или карточках, лежащих рядом. Таким образом ребенок находит все картинки и все слова.
В шарики положите бумажки с написанными словами. Надуйте их и завяжите. Ребенок лопает шарики и читает выпавшее слово.
Чтение слов из двух слогов.
Следующий этап в овладении чтением – чтение слов из двух открытых слогов (вата, мама, папа, сама, пони). Особенность чтения детей на этом этапе в том, что им еще тяжело понять правила орфографии русского языка, да и не нужно понимать их так рано. Оставьте эту задачу школьному обучению. Поэтому в начале, старайтесь избегать слова, написание которых не соответствует произношению (н/р, коза, сова и т. д.).
Варианты игр:
Вырежьте из бумаги обычные листочки, не больше 5 см в диаметре. В серединке напишите слово и согните лепесточки внутрь. Положите их в воду лепестками вверх. Они постепенно нанут раскрываться, и ребенок сможет прочитать слово.
Игры в темноте всегда привлекают детей. Напишите слова на отдельных карточках или большом листе. Пусть ребенок светит фонариком и читает слово.
Игра «Паутинка» очень полезна для моторного развития. Намотайте на кастрюлю/контейнер нитки так, чтобы получилась паутинка. Внутрь положите скомканные листочки со словами. Ребенок должен достать их, развернуть и прочитать.
Написать слова на магнитной доске. Ребенок сначала читает слова, затем стирает заданные слоги.
Чтение слогов со стечением.
Дети уже активно читают слоги и составляют из них слова. Мы подключили осмысление, а теперь вернемся к технике.
Почему от слов опять к слогам? Слова, которые мы уже читали, состояли из двух открытых слогов (муха) и слов из трех букв (мак). Чтение таких слов гораздо проще, чем чтение слогов со стечением. Именно поэтому, немного отточив технику, мы возвращаемся к слогам.
! Обратите внимание, что в этом случае сначала под буквой будет точка, означающая, что нет гласного, который необходимо сливать с этим согласным, а потом дуга, требующая слитного произнесения звуков.
Совет! Используйте для чтения буквы, обозначающие только те звуки, которые ваш ребенок произносит правильно.
Игры для чтения:
Я уже рассказывала про игру, в которой ребенок по вашей инструкции делает два шага вперед, один влево и читает. А теперь попробуйте наоборот. Разложите листы с написанными слогами на полу в ровные ряды и столбики, н/р, 3*3, можно больше. Вы называете ребенку слог, а он говорит, как до этого слога добраться. Например, «чтобы дойти до слога БРА, мне надо сделать один шаг вперед и два вправо». Затем ребенок шагает и читает слог, проверяя себя.
Положите листочек со слогами (в файле) и засыпьте его тонким слоем соды. Ищите и читайте слоги, капая уксусом на соду.
Напишите слоги на доске мелом или красками на плитке в ванной. Если ребенок правильно прочитал слог, то брызгает на него пулевизатором или водным пистолетом. Написанное будет стираться или растекаться.
Слова из трех слогов.
Итак, больше половины уже пройдено!
Ребенок будет читать слова из трех слогов. Но не пугайтесь длины этих слов. Технически, скорее всего, у ребенка не возникнет проблем, так как слова состоят из открытых слогов. А вот с соединением этих слов в одну целостную единицу могут возникнуть проблемы.
Поможет в этом ребенку СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ. Это способность сохранять и воспроизводить вербальный (речевой) материал на слух. Если ребенок читает еще очень медленно, то к этому этапу переходить еще рано, так как пока ребенок прочтет третий слог, он забудет, какой был первый. В итоге не сможет понять слово и будет неуспешен. Лучше подольше посидеть на чтении слогов и коротких слов, чтобы ребенок чувствовал успех, поддерживая высокую мотивацию.
Игры для чтения:
Распечатайте картинку, название которой состоит из трех слогов (машина, бананы, кубики). Разрежьте картинку на три полоски и на обратной стороне напишите по одному слогу этого слова. Ребенок читает слоги, ставит их в правильной последовательности и называет слово. Если он сделал задание правильно, то на обратной стороне получится правильно собранная картинка.
Напишите слово на трех карточках (по одному слоу на каждой). Прицепите внизу каждой карточки прищепки. Они будут исполнять роль подставок. Пусть ребенок читает слог и сбивает карточку водным пистолетом или небольшим мячом. Сбив все три карточки, ребенок произносит слово целиком.
Разбейте слова на слоги напишите в три столбика так, чтобы слоги одного слова находились на разном уровне. Ребенок должен соединить слоги из первого, второго и третьего столбика так, чтобы получилось слово.
Чтение предложений.
Вот мы и подобрались к чтению предложений. Пока это предложения, состоящие из двух слов из открытых слогов.
Особенности чтения предложения заключается в соблюдении пауз между словами и интонации в целом.
Предложение всегда характеризуется смысловой законченностью.
На подготовительном этапе вы можете провести с ребенком следующие задания:
«Посчитай количество слов в предложении». Взрослый произносит предложение, а ребенок на слух определяет количество слов. На начальном этапе желательно избегать наличия предлогов и союзов.
«Как ты думаешь, я закончила свою мысль или нет? – Мама надела Коле… - Коля надел шапку. Далее ребенку можно объяснить, что в начале предложения всегда пишется большая буква, а в конце ставится точка.
Возьмите небольшой детский текст с крупным шрифтом. Пусть ребенок подчеркивает заглавные букы и обводит точки. Здесь совсем не важно, может ли ребенок прочитать этот текст. Работая с интонацией в дошкольном возрасте не стоит объяснять, про подъем и снижение голоса. На этом этапе достаточно учить по подражанию.
Игры для чтения:
Напишите слова на отдельных карточках. Ребенок должен соединить слова, чтобы получилось предложение, и подобрать картинку, соответствующую смыслу предложения.
Подготовьте приблизительно 10 карточек или небольших листочков. Разделите их на две кучки. На листочках в первой стопке напишите слова, обозначающие предмет или животное (лиса, пони, сани). На листочках второй стопки напишите слова, обозначающие действия (иди, тяни, кати, дави, дуй, лай). Соединяйте карточки, читайте смешное предложение и веселитесь.
Игра «Мемо». Напишите на отдельных карточках предложения. Слова из этих же предложений напишите на отдельных листочках. Разложите их рубашкой вверх, либо закройте чем-то. Каждый игрок выбирает свое предложение и пытается найти его, переворачивая по одной карточке.