Ирина Войтова
Консультация для родителей «Немного о птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Гуляя вместе с ребёнком в лесу или в парке, понаблюдайте за птицами, обратите внимание на то, что птиц стало меньше. Они улетели в теплые края.
Расскажите, что птицы улетают в тёплые края не потому, что очень боятся холода. Перья и тёплый пух между ними защищают пташку так же хорошо, как детишек оберегают от мороза курточка и штанишки.
Но есть то, без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы? Насекомыми, зерном, некоторые даже лягушками и грызунами. Ты зимой видел мух и бабочек? Потому что насекомые в холодное время года прячутся и засыпают до весны. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.
Публикация «Консультация для родителей „Немного о птицах“» размещена в разделах
Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клесты, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.
Рассмотрите окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, голова, крылья, хвост, лапки). Расскажите, где живут и чем питаются птицы.
Обратите внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Расскажите, как мы можем помочь птицам зимой.
Рассмотрите энциклопедии с иллюстрациями зимующих птиц, почитайте информацию о них, посетите библиотеку.
Знакомство с птицей.
Дети называют знакомые им части тела птицы. Голова у птички круглая, хвост длинный, ноги тонкие, рот и нос у птички вместе – это клюв. Он острый. Крылья сложены, прижаты к туловищу. Они плохо заметны, когда птичка не летает. (Дети вспоминают и говорят, что делает птица клювом, зачем ей глаза, наблюдают, как она поедает корм.)
В конце наблюдения рассказывать детям, что все птички очень пугливы, если подойти близко – улетят.
Птицы любят быть чистыми, поэтому они с удовольствием купаются в воде. Птичка сначала пьёт воду, затем купается. Во время купания она приседает в воде, хлопает крыльями, встряхивается, после купания чистит пёрышки, сушит и приглаживает их. Во время наблюдения просить детей тихонько называть все действия птицы, помогая им в случае затруднений («Птица подлетела к лужице, набрала воды в клюв» и т. д.).
Предложить детям прислушаться к птичке и, когда она запоёт, внимательно послушать её пение. Рассказать, что птицы издают разные звуки.
Что есть у птицы.
У птицы есть голова, один клюв и хвост. У неё два крыла, две ноги, два глаза. Всё тело птички (кроме ног и клюва) покрыто перьями разного цвета. Перья мягкие и лёгкие. В процессе наблюдения детям следует задавать конкретные вопросы, например: «Сколько у птички крыльев?», «Чем покрыто тело птички?», «Где у птички нет перьев?» и т. д. С детьми надо отметить не все, а два-три основных цвета в окраске птицы и назвать, какого цвета перья покрывают ту или иную часть тела. В конце наблюдения рассмотреть вместе с детьми выпавшие у птицы пёрышки.
Зачем птице ноги и крылья.
Ноги птице нужны для того, чтобы ходить и прыгать, сидеть на веточке, почёсывать головку. При помощи крыльев птица летает, перепархивает с места на место, купается в воде.
В дальнейшем мы будем рады, если дети смогут - распознавать трёх-четырёх птиц по внешним признакам (величине и особенности окраски) и по поведению (способ передвижения по земле, издаваемые звуки, вместе или по одному кормятся на кормушке);
- знать об особенностях строения птиц (голова круглая, клюв острый, тело покрыто перьями и т. д.);
Игротека
1. Игровое упражнение «Скажи, когда много»
Цель: учить ребёнка образовывать существительные множественного числа.
Ворона - вороны, синица - синицы и т. д.
2. Игровое упражнение «Назови ласково»
Цель: учить ребёнка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
3. Игровое упражнение «Посчитай птиц».
Цель: учить ребёнка согласовывать числительные с существительными.
4. Игровое упражнение «Кто как голос подает?»
Ворона каркает «Кар-кар…», воробей., голубь.
5. Игровое упражнение «Узнай птицу по описанию»
В парке на ветке дерева сидела птица : сама маленькая, грудка аленькая, сидит на ветке, похожа на яблочко красное. Какая это птица?
6. Игровое упражнение «Скажи одним словом»
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют.
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют.
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют.
7. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов
Воробей маленький, а ворона.
У синицы хвост короткий, а у сороки.
Голубь тяжёлый, а воробей.
У синицы клюв тонкий, а у вороны.
8. Игровое упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?»
Цель: учить ребёнка образовывать притяжательные прилагательные.
Девочка Таня повесила кормушку на дерево. Когда птицы улетели, она нашла в кормушке разные пёрышки. Помоги Тане разобраться, чьи пёрышки были в кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи) - вороньи., перья воробья (чьи)., перья снегиря (чьи)., перья голубя (чьи).
9. Игровое упражнение «Подбери признак»
Цель: учить ребёнка согласовывать имена существительные с прилагательными.
Синица (какая) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей какой? Снегирь какой? Клест какой?
10. Игровое упражнение «Добавь словечко»
Цель: учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
МАДОУ д/с №78 г. Калининград
Консультация для родителей средней группы
«Немного о птицах»
Составил: Войтова Ирина Михайловна
2018 г.