Людмила Власенко
Консультация для родителей «Некоторые рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
"Некоторые рекомендации
по подготовке детей к школьному обучению"
Уважаемые родители, данная консультация не даст Вам информацию о том, как подготовить ребенка к поступлению в гимназию, лицей или какое-то иное особенное учебное учреждение. Она поможет Вам настроить Ваших детей на процесс обучения в целом, подготовиться морально, физически и психологически. Она поможет и Вам подготовиться к тому, что будущий первоклассник, не смотря на всю свою самостоятельность, будет нуждаться в Вашей помощи просто потому, что ему будет сложно настроиться, перестроиться и суметь себя заставить заниматься далеко не самыми привлекательными для него уроками и выполнением домашних заданий.
Публикация «Консультация для родителей „Некоторые рекомендации по подготовке детей к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Итак, рано или поздно Ваш ребенок пойдет в школу. А школа всегда - это не только новый вид деятельности, это, в первую очередь, новый жизненный этап для Вашего ребенка. Связано это с тем, что у ребенка кардинально меняется режим дня, появляется новый ведущий вид деятельности, новые обязанности, школьные принадлежности, новые друзья и многое другое.
Но самое главное, к ребенку предъявляют новые требования, что связано с изменением основной деятельности: игра отходит на второй план, пропуская вперед учебную деятельность.
Именно здесь у Вашего ребенка и Вас, его родителей, возникают первые проблемы - ребенок не может долго сидеть спокойно, у него быстро устает рука, которой ребенок пишет, у него маленький словарный запас, маленький кругозор, он невнимателен на уроках, он просто "не может и не хочет".
Таких проблем великое множество: сколько детей на свете, столько и проблем у родителей. И это, в свою очередь, ведет к тому, что Ваш сын или Ваша дочь после одного - двух месяцев учебы отказывается идти в школу, потому что нет больше желания учиться, потому что слишком скучно и трудно на уроках. Любой из родителей хотел бы обезопасить своего ребенка от таких трудностей, но как?
Чтобы избежать большего количества проблем, которые поджидают Вас и Ваших на пороге школьного обучения, можно и нужно приложить ряд определенных усилий. Они помогут Вашему ребенку легко преодолеть первые трудности школьного обучения, а Вам - сохранить вашу нервную систему.
Направить свои силы важно на ряд моментов:
1 подготовка руки ребенка к письму, включает в себя упражнения направленные на штриховку, раскрашивание, обведение по контуру, рисование бордюров и узоров, на выполнение графических диктантов и т. п. (приложение 1).
Кроме того, можно использовать игрушки-оригами, аппликацию, лепку из глины и пластилина, пальчиковую гимнастику (приложение 2).
Хорошим упражнением можно считать и копирование заданного письменного образца (приложение 3).
2 работа над пространственной ориентацией ребенка, включает в себя работу по ориентированию, как на плоскости, так и в окружающем пространстве. Для этого можно использовать такие упражнения, как рисование и составление узоров из геометрических фигур на листе бумаги, определение положения предметов, как на листе бумаги, так и в окружающем пространстве, то есть вокруг ребенка (приложение 4).
3 работа по сравниванию множеств без пересчета их элементов, включает в себя упражнения на сравнивание двух групп предметов, в которых нет явной разницы между количеством элементов, то есть разница в 1-2 элемента (приложение 5). Кроме того, сюда можно отнести упражнения на выполнение операций сложения и вычитания элементов данных множеств, то есть их пересчет в пределах первого десятка, решение простейших задач (приложение 6).
4 работа по развитию фонематического слуха, включает упражнения, направленные на выделение одного звука из разных позиций (в начале, в середине, в конце слова). Кроме того, упражнения на разделение сходных по звучанию звуков, в позиции звонкие - глухие согласные, глухие - шипящие согласные (приложение 7).
5 работа по овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове, включает в себя упражнения, направленные на умение пересчитать звуки в простом слове (в слове на три-четыре звука) и выбрать для него подходящую схему (приложение 8).
6 работа по развитию произвольности, включает в себя упражнения, позволяющие обучить ребенка выполнению определенных, возможно, не очень интересных действий на протяжении длительного промежутка времени. Сюда можно отнести работу, которая поможет Вашему ребенку научиться контролировать свои действия, быть усидчивым, заставлять самого себя.
Например, Вы можете попросить своего ребенка помочь в чем либо, можно предложить ребенку перебрать с Вами крупу для каши или горох для супа, подержать какую-либо вещь в течение 3-5 минут, пересказать Вам содержание книги и мультфильма, который ребенок недавно просмотрел.
Таких заданий, приятных для ребенка и не очень можно придумать много, главное - не переусердствовать, не перестараться.
7 работа по развитию мыслительных операций, включает в себя упражнения на классификацию, на умение выделять главный признак и на его основе объединять предметы в группу. Для этого можно использовать различные карточки или игровые лото, которые содержат картинки на определенную тему. Например, такие как: одежа верхняя - шуба, пальто, шапка, куртка, шарф, рукавицы, кепка, плащ и т. п., либо мебель - кровать, кресло, диван, торшер, стол, стул, палас, табуретка и т. п.
А также упражнения на умение обобщать предметы, называя их одним словом, устанавливать сходства и различия (дикие животные - живут в лесу, добывают пищу себе сами; птицы - летают, клюют зерна, есть крылья, в основном живут на деревьях).
Кроме того, на умение устанавливать последовательность событий (что было сначала., а потом., устанавливать закономерности.
8 работа по расширению кругозора и формированию психосоциальной зрелости, включает в себя работу по развитию таких представлений:
- знание домашнего адреса, с указанием не только улицы, номера дома и квартиры, но и города;
- знание полных фамилии, имени, отчества своих родителей и себя самого, а также их места работы, с указанием профессии;
- знание своего возраста (количество лет и месяцев, умение высчитывать свой возраст (сколько лет будет через год, через два);
- знание времени суток (умение определять по внешним признакам время суток, правильно называть прием пищи в определенное время суток (утром - завтрак, днем - обед, вечером - ужин);
- знание времен года (умение их определять по внешним признакам) и называть отличительные признаки, которые характерны тому или иному времени года;
- развитие элементарных представлений о ряде наиболее распространенных профессий: учитель, врач, почтальон, продавец (чем занимается, какими атрибутами пользуется);
- развитие знаний о назначении учебной деятельности, ее сути (для чего дети учатся, чему их учат в школе, кто их учит, о ходе учебного процесса (урок, перемена);
- развитие знаний о назначении школьной атрибутики (парта, портфель, тетради и ручки, звонок, поднятая рука на уроке, поведение на уроке);
- знание о поведении в обществе (в школе, дома, на улице, знакомство с правилами этикета (извинение за проступок, благодарность за помощь, вежливый ответ учителю и другим взрослым);
- формирование мотивации на учебную деятельность ( не только красота внешних атрибутов: ручки, тетради, портфель, но и значимость самого процесса).
Таким образом, проводя с ребенком ежедневные занятия в течение 15-20 минут, Вы поможете ему преодолеть ряд трудностей, которые могут поджидать каждого первоклассника на пороге его нового жизненного периода, периода обучения в школе!