Анастасия Ягина
Консультация для родителей «Не жадина, а собственник» Вторая младшая группа
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок рос порядочным и честным человеком. Мы уже сейчас гордимся нашими детьми, считая их самыми умными, добрыми, лучшими. И, разумеется, нам не хочется, чтобы это «маленькое чудо», наш самый-самый лучший на свете ребенок вырос жадным, злым и бесчестным.
Если ваш малыш не поделился машинкой или куклой, не спешите впадать в тихую панику и делать выводы. Такому поведению есть разумное объяснение, и не стоит сразу думать, что ваш ребёнок «жадина» или «эгоист». Как говорят психологи: до 3 лет у ребенка вообще отсутствует понятие жадности. Эту проблему придумывают сами родители. Жадность — это нравственное качество, и возникает оно уже тогда, когда малыш начинает строить свои отношения с окружающими людьми.
Публикация «Консультация для родителей „Не жадина, а собственник“ Вторая младшая группа» размещена в разделах
Другое дело, что взрослые уже с раннего возраста должны обозначить ребенку некоторые границы поведения. Показывать и рассказывать, как поступать плохо и как, наоборот хорошо. И лучше всего, если это будет пример собственный, а не пустые слова, произнести которые ничего не стоит. Иначе говоря, «что посеешь, то и пожнешь!».
Жадность считается одним из самых больших недостатков. Ребенок жадина или собственник? В жадности ли дело, когда ребенок не хочет давать другому свою игрушку? И стоит ли его перевоспитывать в такой ситуации?
В возрасте до 2-х лет дети сами дают другим ребятам свои игрушки. А вот с двух лет начинается упорное отстаивание своей собственности, нежелание малыша делиться «своим». Конечно же, не очень приятно слышать от собственного ребенка : «Не дам, это моя игрушка!» Такие слова мы воспринимаем, как проявление жадности и сразу же осуждаем ребенка, говоря ему, что нужно научиться делиться своими игрушками, что жадных никто не любит. Мы делаем это из благих побуждений, однако, эта форма воспитания неправильная. Когда ребенок слышит от нас такие слова, он понимает только одно, что для родителей он сейчас «плохой».
Ребенок переживает внутренний конфликт, чувствует несправедливость по отношению к нему. Почему он должен отдавать свою любимую игрушку? А если мы отбираем у него игрушку и отдаем другому ребенку поиграть, это еще больше усугубляет ситуацию. Кто виноват в таких ситуациях: ребенок или родители? Конечно же, родители. Воспитывая своих детей, нужно готовить их к социальным отношениям. Ведь любимые игрушки так много значат для детей, что они не понимают, как можно ими делиться с кем – то другим.
Часто от детей можно услышать такие слова: «Ты жадина, я больше с тобой не дружу!» Этого ребенок не может понять, почему с ним не хотят дружить, ведь он просто не дал игрушку, при чём тут дружба? Чтобы избежать переживаний, неприятных для ребенка, взрослые должны вести себя таким образом, чтобы малыш чувствовал: его потребности понимаются и уважаются. Если ребенок не будет ощущать такого отношения к себе, то у него разовьется эгоизм. Он будет стараться компенсировать свою, неудовлетворенную, потребность жадностью и еще больше будет трястись над своими игрушками. Дети совершенно спокойно относятся к своим вещам, когда они уверены, что взрослые уважают их право на собственность.
Например, такая ситуация: к ребенку в гости должны прийти другие дети, нужно заранее поговорить с ним о том, какие игрушки он не хочет давать детям, и на время убрать их. Такое поведение родителей благоприятно сказывается на ребенке. Он может спокойно поделиться с детьми всеми своими игрушками. В такой ситуации ребенок научится быть щедрым. Дети понимают, что эта черта важна при общении с другими детьми.
Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт? Рассмотрим несколько типичных ситуаций:
Если другой ребенок хочет взять у вашего малыша игрушку, а тот сопротивляется:
- заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что – то другое.
- предложите поменяться игрушками, или дайте другую, если у вас с собой несколько игрушек.
- вовлеките детей в совместную деятельность, например: посмотрите, сколько много красивых камешков. Давайте вместе их соберем, а потом выложим красивый рисунок. Когда неловкая ситуация преодолена, ваш ребенок не устроил истерику или даже согласился дать подержать игрушку, обязательно, отметьте его правильное поведение. Скажите, что вам было приятно видеть, как он делится с другими или просит разрешения взять чужую игрушку. Не забывайте хвалить ребенка за проявленную им доброту и щедрость.
Как помочь ребенку научиться делиться?
Добрым и щедрым может быть человек, у которого есть чувство собственности. Он отдает не потому, что так надо, а потому, что хочет доставить радость и самому порадоваться вместе с другими. Можно заставить ребенка отдавать, потому что он должен, но в этом случае он будет чувствовать неудовлетворенность, противоречие между эмоциями и действием.
В 3-4 года ребенок может делать подарки близким своими руками. Ребенок творит, старается сделать подарок конкретному человеку и получает удовольствие от того, что другие оценили его старание. Можно обыгрывать с детьми различные жизненные ситуации, например: «В гости к Зайке» (приходят гости с подарками, он встречает, угощает, развлекает их). «Кукла Маша не хочет делиться игрушками» и т. д. В процессе игры подсказывайте ребенку правильные способы решения конфликтных ситуаций. Потому что игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия.
Воспитание дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов. Возможности игры в этом плане огромны.
Помните, ничто так не действует на ребенка, как ежедневный пример перед глазами в лице собственных родителей, близких людей: бабушки, дедушки и т. д. Если малыш видит, что вы испытываете радость оттого, что делитесь или дарите что-то другим людям, поверьте, рано или поздно он начнет подражать вам. Если в семье принято дарить подарки друзьям, помогать родственникам, оказывать безвозмездные услуги, заниматься благотворительностью – ребенок будет уверен, что такое поведение не подвиг, а обычное дело. Ведь маленькому человеку так хочется быть похожим на своих маму и папу.