Наталья Сейбель
Консультация для родителей «Не обращать внимания или поправлять?»
▼ Скачать + Заказать документы
Иногда у родителей возникает вопрос : как относиться к вместительным и колоритным словам детей, но построенным грамматически неправильно.
Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить весь ход речевого развития ребёнка.
*Самая распространённая ошибка связана с заменой уже освоенного звука другим. Например: при произнесении звука [Ш] ребёнок заменяет им звук [С] : «шамолёт» вместо «самолёт».
Темочки:
Здесь важно отметить! Необходимо поправлять неправильное произнесение ребёнком звуков. Дети с завидным упорством повторяют искажённое ими слово. Чем раньше слово, употребляемое, в несоответствующей форме исправлено, тем лучше. Можно поиграть в игру «Исправь ошибку». Взрослый говорит неправильно, а ребёнок его исправляет и научается в непроизвольной форме правильно произносить слова. Если неправильное произнесение ребёнком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к учителю-логопеду.
* Следующая ошибка: придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Да мы можем радоваться словотворчеству малыша, но ни в коем случае не должны хвалить при ребёнке то или другое придуманное им слово. Тем самым мы закрепим неправильное несуществующее слово в его словаре. Вы должны очень чётко произнести слово и попросить ребёнка повторить его вслед за вами.
* Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более лёгкой для ребёнка формы.
Ребёнок использует одну стандартную форму глагола. Например: «жеваю» вместо «жую», «вставаю» вместо «встаю». Ребенок, усваивая какую-нибудь одну форму языкового значения, распространяет её и на другие.
*Ошибки, связанные с изменением существительных по падежам.
Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам.
Из книги М. М. Кольцовой «Ребёнок учится говорить» : «Возьмём все стулы и сделаем поезд»,- предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет,- возражает тот,- здесь мало стулов».
*Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных.
Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребёнком, потому что их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Речь ребёнка бедна прилагательными. Он использует те прилагательные, с которыми его знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: большой, маленький, добрый, злой.
Обязательно исправляйте детские ошибки в речи, но делайте это тактично и легко. Чтобы ребёнок вам доверял и прислушивался, тогда всё получится!