Людмила Кудряшова
Консультация для родителей «Научите детей любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, чему научится в детстве, обязательно отразится на его будущей взрослой жизни. Ребенка необходимо учить любить окружающих людей, родителей, друзей, природу, животных и растения. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. И если ребёнок, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле. От нас взрослых зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным прививается именно в семье.
Публикация «Консультация для родителей „Научите детей любить природу“» размещена в разделах
Любознательные от рождения малыши часто задают нам, взрослым, вопросы, вызванные различными явлениями, объектами природы. Чтобы дети лучше поняли окружающий мир, родителям нужно чаще бывать с детьми в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке в любое время года, не проходить мимо всего, что вас окружает, а обращать внимание детей на красоту этого мира, воспитывать умение замечать всё интересное: как распускаются первые листочки, каким бывает одуванчик, почему он утром распускается, а к вечеру опять закрывается, как цветут деревья и завязываются плоды и ягоды, почему листья на деревьях осенью желтеют и опадают, почему зимой ель очень зелёная, а у других деревьев нет листьев, почему деревья покрыты инеем, почему снег тает. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Какими вырастут ваши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Перед родителями (взрослыми) стоят такие задачи по экологическому воспитанию:
не портить деревья (Ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы даже на общественных газонах и клумбах).
Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.
Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.
Уважаемые родители! Обращайте внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней, особенно расширяется кругозор ваших детей во время наблюдений. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях.
Обязательно нужно как можно чаще давать детям возможность общаться с природой. Даже обычные прогулки по улицам вполне послужат данным целям. Ведь на улицах городов растут деревья, кустарники, травы, цветы, есть насекомые, летают птицы. Во время прогулки необходимо показывать детям свое умение общаться с природой, обращать внимание ребё нка на окружающий мир: «Смотри, какой красивый закат!», «Какой сегодня белый пушистый снег!», «Посмотри, это облако похоже на барашка, ты согласен со мной?» и т. д., разрешать ему знакомиться с насекомыми, рассматривать, трогать, при этом быть бережливым и осторожным. Заметили муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, как они дружно тащат к своему домику крупную для их роста сухую веточку или еду. Угостите их чем-нибудь сладким и понаблюдайте за их поведением. Когда идете в детский садик и обратно, достаточно посмотреть вокруг - всегда можно увидеть или услышать что-то интересное: как встает солнышко, сверкает иней, поют птички, гремит гром и сверкает молния. Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Это замечательные примеры бережного и уважительного отношения к природе.
Читайте детям больше произведений А. Пушкина, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина и др. писателей и поэтов, рассматривайте иллюстрации к книгам и картины о природе, загадывайте больше загадок о природе, познакомьте с приметами в природе («Много снега - много хлеба», играйте с детьми в игры: «Лесные запахи», «Что шуршит?», «Солнышко и дождик», «След в след» и пр. Это расширит и закрепит знания детей по экологии.
Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Поэтому, если вам доведется побывать в деревне, то обратите внимание на домашних животных, как они живут, как за ними надо ухаживать, чем питаются, какую пользу приносят людям.
По-разному дети относятся к жукам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их, третьи безразличны, четвертые любят их. Как же найти в этом вопросе оптимальное решение? Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны, насекомые приносят пользу, с другой - вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение.
Ранней весной начинается нашествие на цветы мать-и-мачехи. Дети безжалостно вырывают их с корнями и затем бросают. Порой никакие запреты не помогают. Попробуйте посадить мать и мачеху в горшочек, сделать сбор листьев в лекарственных целях, расскажите от каких болезней применяют это растение, почему у него такое интересное название. Расскажите и о других лекарственных растениях.
Во время "выхода” на природу в выходной день понаблюдайте за облаками. Расскажите о том, что они несутся над землей, подгоняемые ветром, в разрывах между ними по-зимнему холодное, напоминающее льдинки, голубое небо. Облака как бы создают причудливые сказочные нагромождения. Выскажите свои ощущения. Пусть видят дети, что общение с природой радует и волнует, создает хорошее настроение, пробуждает фантазию. И ваши маленькие благодарные слушатели быстро откликнуться.
Они увидят в чудных по форме облаках "драконов", "львов", "собак" и, что бегут они к Снежной королеве. И ваши дети уже никогда не останутся равнодушными к небу.
Природа оказывает огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали грибы. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять ее. С этого начинается ответственность за всё живое на планете.
Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему любил природу. Сохранить зелень лесов, полей, чистую воду, солнечный свет и свежий воздух - значит обеспечить жизнь нашим детям, внукам, правнукам. Надо всегда помнить всем, взрослым и детям, что Земля - общий наш дом, и человек, живя в этом доме, должен быть добрым, заботиться о том, чтобы всему живому было в нем хорошо и уютно.