Наталья Забелина
Консультация для родителей на тему «Формирование количественных представлений у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирования количественных представлений у детей 4-5 лет»
Уважаемые родители!
Главная задача в этой возрастной группе – обучение количественному счету. Счет – это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда (числами – абстрактным математическим понятием).
В начале обучения необходимо использовать множества из объемных одинаковых предметов (до которых легко дотрагиваться, расположенных в ряд (линейно, горизонтально, «слева направо»).
Затем можно использовать множества из разных элементов, картинки, геометрические фигуры и др. и раскладывать их по-разному.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Формирование количественных представлений у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
Счетная деятельность – это называние числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества с выделением итогового числа.
Цель счетной деятельности – найти итоговое число, ответить нам вопрос «сколько?».
А. М. Леушина разделила процесс обучения счету на два этапа. На первом этапе дети должны понять итог счета, научиться понимать и отвечать на вопрос «сколько?». Считает воспитатель. А дети отвечают на этот вопрос. На втором этапе дети считают сами, они овладевают средствами счета.
На обоих этапах обучение ведется на основе сопоставления двух групп предметов, выраженных смежными числами. Сопоставление двух групп предметов позволяет детям понять образование каждого последующего числа, принцип построения натурального ряда чисел.
Счетные навыки
Дети считают вслух, дотрагиваясь до предметов слева на право правой рукой, соотнося слово-числительное с каждым предметом, а последнее – со всей группой пересчитанных предметов; подводя итог счета, используют обобщающий жест, обводя всю группу предметов рукой.
Эти правила необходимы, чтобы ребенок понял сущность счета, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в счете, а не в правилах).
Распространенные ошибки детей
-называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз»;
-пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды, справа налево;
-считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением;
-не выделяют итоговое число («безытоговый счет», не могут ответить на вопрос «сколько?».
По мере освоения ребенком счетной деятельности надо «сворачивать» счетные движения.
Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу):
Счет без обобщающего жеста;
Дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет;
Счет на расстоянии (движение глаз);
Счет про себя.
Виды счета
После усвоения счета предметов дети считают другие объекты (изображения, символы, движения, звуки и др.).
Счет звуков. Дети считают до 5 звуков. Рекомендуется использовать: барабан, металлофон, пианино, камертон, дудку, стук, хлопки, топот. Задания: посчитай, сколько звуков. Отсчитай столько же предметов. Сколько отложил? Почему столько? Проверь, пересчитай.
Счет на ощупь. В качестве материала используются объемные предметы, знакомые детям (кубики, пуговицы, камешки, желуди и т. п.). Счетные карточки с пуговицами или дырочками в чехлах плотной ткани. Чехлы снимаются.
Счет движений. Используются простые, доступные детям виды движений: прыжки, приседания, наклоны и др. Задания: по названному числу, по образцу, счет движений комбинируется со счетом звуков и на ощупь.
Обучение количественному счету должно помочь детям понять цель счета и овладеть средствами (правилами счета).
После обучения счету детей знакомят с независимостью числа от размеров предметов и их пространственного расположения. В результате этих упражнений дети должны понять, что число – это абстрактное математическое понятие – количественная характеристика множества.
Одинаковые предметы двух контрастных размеров, расположенные так, чтобы не прослеживалось приложение и действительно казалось, что одних предметов больше. А других – меньше. Используя приемы наложения и приложения, дети убеждаются в том, что хотя одни предметы большие, а другие маленькие, их поровну, одинаковое количество. Число не зависит от размеров предметов. Таким же образом демонстрируют независимость числа от формы расположения предметов и расстояния между предметами.