Мария Арюхова
Консультация для родителей «Значение игры и игрушки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игры и игрушки в жизни ребенка.
Дошкольный возраст
– первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.
Публикация «Консультация для родителей „Значение игры и игрушки в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Радость игры – это радость творчества.
Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании, проявления самостоятельности, развития фантазии, воображения.
Что такое игра? Задачи игры.
Игра
– способ познания окружающего мира и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:
- Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
- Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного подхода к ней.
- Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
- Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами.
- Игра – развивает психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения).
- В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Значение игры в жизни ребенка.
- Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
- Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
- Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. (недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл игру психическим витамином.)
- Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
- Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
- Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
- В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
- Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие.
Значение игрушки в жизни ребенка.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
Воспитательное значение игрушек:
- это обязательный спутник детских игр;
- участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;
- отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;
- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;
- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;
- помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;
- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;
- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;
- наиболее доступное детям произведение искусства.
На что нужно обратить внимание при выборе игрушек.
При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре самостоятельной или коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:
- сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда);
- технические (транспортные, конструкторы и т. д.);
- игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых);
- игрушки-забавы: (смешные фигурки зверей, животных, человечков, поющие, танцующие предметы);
- театральные, музыкальные (маски, костюмы, музыкальные инструменты);
- Крупногабаритные игрушки (такие как самокаты, детские автомобили, тракторы);
- трансформирующиеся конструкторы для строительства (учит ребёнка движениям и ориентировке в пространстве);
- Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон.
- Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.
Требования к игрушкам:
- они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;
- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;
- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;
- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;
- должны быть безопасными и гигиеничными;
- развивать познавательные интересы, активизировать общение;
- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;
- пробуждать творческое воображение, изобретательность.