Черникова Татьяна Леонидовна
Консультация для родителей «Закаливание организма ребёнка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему: «Закаливание организма ребёнка дошкольного возраста»
Составила: воспитатель Черникова Т. Л.
Публикация «Консультация для родителей „Закаливание организма ребёнка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.
Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце.
При закаливании вообще, а в детском возрасте особенно надо руководствоваться следующими правилами:
1. Соблюдать постепенность при применении средств закаливания (снижение температуры воздуха в помещении, облегчение одежды).
2. Систематически использовать разнообразные средства закаливания (свежий воздух в помещении, прогулки достаточной длительности, облегченная одежда, специальные процедуры и др.).
3. Учитывать состояние здоровья и индивидуальную чувствительность детей.
Начатые мероприятия не следует прерывать без достаточных на то оснований, иначе образовавшиеся условные рефлексы разрушатся. Необходимые условия закаливания — внимательное наблюдение воспитателя, руководство и контроль врача.
Как же следует разумно использовать естественные факторы природы? Наиболее доступным в детском учреждении является закаливание воздухом. Воздух в помещении всегда должен быть свежий. С этой целью во время прогулки или сна детей на воздухе в комнатах проводится сквозное проветривание. Кроме того, даже в присутствии детей в помещении периодически открываются форточки, а с потеплением наружного воздуха и окна.
В целях закаливания используются также воздушные ванны. Первые воздушные ванны проводятся в помещении, чтобы на ребенка действовал воздух определенной температуры (20—22°С).
По мере роста детей продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивается — с 3— 4 до 10 мин к концу первого года жизни: воздушные ванны повторяются 2—3 раза в день и приурочиваются к переодеванию детей после сна.
Постоянные прогулки, занятия физическими упражнениями и дневной сон на открытом воздухе — все это должно быть непременным условием воспитания в детском саду. Надо приучить детей играть, заниматься, есть и спать в теплую погоду при открытых окнах, в холодную — при открытых форточках (фрамугах).
Как предусмотрено режимом детского сада, дети должны быть на свежем воздухе в холодное время года не менее 3—4 часов в день. Зимой, в морозные дни (—20 —25°С) приходится сокращать длительность прогулок, но нельзя совсем лишать детей пребывания на воздухе. В такие морозы можно выводить детей на улицу два-три раза в день на короткое время (15— 30 мин). При этом надо следить, чтобы дети были достаточно тепло одеты. Необходимо, чтобы пальто было теплым, но легким и по росту ребенку; валенки невысокими, чтобы они не затрудняли движений детей.
Прогулку следует организовать так, чтобы дети больше двигались и вовремя сменяли подвижную деятельность на спокойную. В очень холодные дни, особенно в северных районах, детей во время прогулки необходимо, если они озябли, вводить на короткое время (около 5 мин) в вестибюль погреться.
Летом жизнь детей переносится на воздух. В теплые солнечные дни одежда детей постепенно облегчается, и, наконец, дети остаются в трусиках, легкой обуви, а если позволяет почва, босыми. С наступлением жары в такой одежде дети ходят в течение всего дня. Для проведения воздушных ванн в прохладную погоду организуются игры большой подвижности, а в теплую погоду — менее подвижные.
Воздушные ванны в дождливые дни переносятся на веранду, под навес или в помещение с открытыми окнами. Воздушные ванны для маленьких детей начинают летом с 5 мин и доводят до 12—20 мин, для детей средней и старшей групп — до 30 мин. Удобнее всего проводить их перед водными процедурами.
Закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка. При выборе одежды необходимо учитывать деятельность детей, например, на время подвижных игр с интенсивными движениями одежду следует облегчать (при этом надо быть очень внимательным к состоянию здоровья каждого ребенка, учитывать условия, в которых проходит игра: нет ли ветра и т. п.). Воспитатель внимательно следит и за тем, как дети одеты в помещении. При нормальной температуре достаточно, если на ребенке рубашка или майка, трусы и колготки, платьице на девочке, костюмчик на мальчике. Старшие дети (4—6 лет) могут быть в носках или гольфах. Важно, чтобы на ногах были туфли или легкие ботинки с каблучком. Нельзя допускать, чтобы в помещении дети ходили в теплых тапочках на войлочной подошве или после прогулки оставались в рейтузах, фуфайках, теплых ботинках.
При проведении водных процедур надо соблюдать основное правило: перед началом процедуры дети не должны охлаждаться.
Закаливающее влияние могут оказывать все гигиенические процедуры: мытье рук, ног, лица, тела ребенка — при правильной их организации. Надо постепенно приучать детей, с одной стороны, к более низкой температуре воды, с другой — к постепенному воздействию воды на все большие участки тела. Малыши (2—3 лет) моют прохладной водой лицо и кисти рук, дети постарше моют лицо и руки до локтя, а старшие дошкольники обтирают влажной рукой шею и верхнюю часть груди (водой все более низкой температуры, но не ниже 16°С). Температура воды снижается постепенно.
Для подготовки организма маленького ребенка к обтиранию водой желательно ежедневно проводить сухие обтирания: тело ребенка растирается куском чистой фланели или другой мягкой ткани до появления легкого покраснения. После 2—3 недель сухого обтирания можно приступать к влажным обтираниям.
Приучать маленького ребенка к обтиранию водой следует с большой осторожностью. В группах детей раннего возраста эту процедуру целесообразнее проводить утром после пробуждения детей или после второго дневного сна, причем тело ребенка перед обтиранием должно быть теплым.
Начальная температура воды для обтирания — 33—32°С. Понижая температуру воды каждые 2—3 дня на 1°С, ее доводят до 25—22°С. Обтирание производится рукавичкой, хорошо впитывающей воду. Рукавичек должно быть столько же, сколько детей. Перед обтиранием рукавички кладут в таз с водой, а затем измеряют ее температуру. После употребления рукавички кипятят и просушивают. Сначала во время этой процедуры малышей покрывают теплым одеялом, оставляя обнаженной только ту часть тела, которая обтирается водой.
Обтирание нужно проводить в определенной последовательности: вначале руки (от кистей к плечам, затем грудь и живот. Положив ребенка на живот, обтирать спину, ягодицы и кожки. После обтирания каждая часть тела тотчас же вытирается досуха, а затем все тело ребенка растирается мягким сухим полотенцем до легкого покраснения, после чего ребенка завертывают или одевают в его обычную одежду. При проведении этой процедуры дети старше 8 мес. могут сидеть и лишь во время обтирания ножек им приходится лежать.
Систематическое обтирание в течение 2—3 мес. подготавливает детей старше года к летним обливаниям. Начальная температура воды должна быть 33—32°С; ее снижают через каждые 2—3 дня и доводят до 28—25°С. Ребенка ставят в таз или ванну и обливают из лейки с высоты 5—10 см, причем струю воды направляют на тело ребенка так, чтобы не намочить голову. После этого детей хорошо вытирают и растирают кожу до покраснения.
Душ для детей младше года не рекомендуется: он вызывает сильное раздражение нервной системы.
Начальная температура воды для обтирания детей младших и средней групп — 32° С, для старшей — 28° С. Через каждые два-три дня температура снижается на 1° и доводится до 18°С для средней группы и до 16° С для старшей группы. В случае вынужденного перерыва вода нагревается до той же температуры, что и в последний раз.
Для проведения обтирания следует все приготовить заранее: раздетые дети не должны ждать процедуры. Мальчиков и девочек рекомендуется обтирать отдельно. Обтирать тело ребенка надо по частям (руки, грудь, спина, ноги, с последующим вытиранием сухим полотенцем. Благотворное влияние обтирания заключается не только в действии воды, но и в массаже кожи. Старших детей надо приучать обтираться самостоятельно, привлекать их к подготовке к этим процедурам.
Хороший закаливающий эффект дает систематическое обливание стоп и нижней части голени прохладной водой. Ноги детей перед обливанием должны быть теплыми. Для обливания пользуются ковшом или лейкой так, чтобы смочить сразу всю обливаемую поверхность. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). Обливание продолжается 15—20 сек, после чего нужно насухо вытереть ноги мягким полотенцем. В летнее время, когда дети бывают грязными, сначала их моют теплой водой с мылом, а затем обливают прохладной водой.
В летних условиях общее обливание для детей всех групп проводится перед обедом. Температура воды для младших детей вначале —34—32 °С, для средних и старших — 30 °С; через каждые три-четыре дня ее снижают на 1° и доводят до 24°С в младшей и до 22°С в средней и старшей группах. Зимой в средней и старшей группах обливание можно продолжать при температуре воды 26°С.
После обливания дети досуха вытираются (зимой надо растирать тело ребенка более энергично). Температура воздуха в помещении, где проводится обливание, не должна быть ниже 18°С.
Осенью, зимой и весной для проведения водных процедур в детском саду можно установить наиболее удобное в данных условиях время (но не раньше чем через 30—40 мин после приема пищи). Следует помнить, что перед ночным сном эти процедуры проводить не следует. Самое удобное время — после дневного сна.
Зимой перед душем дети надевают резиновые шапочки, чтобы не намочить голову. Заведующий должен заранее распределить обязанности между няней и воспитателем: кто из них будет проводить водные процедуры, кто вытирать после этого детей и т. д.
Купание в естественных условиях (в реке, пруду, озере) — один из полезнейших видов закаливания. Дети очень любят купаться. Купание в открытом водоеме разрешается детям с 3— 4 лет после предварительного систематического закаливания водными процедурами. Начинать купание на даче надо только после того, как дети привыкнут к новым условиям и к действию воздуха, солнца.
Заведующему и врачу следует тщательно осмотреть место для купания. Нельзя купать детей там, где выше по течению поят скот или купают лошадей. Берег, где раздеваются дети, должен быть чистым, дно реки ровным, лучше всего песчаным. На берегу для раздевания детей хорошо иметь подстилки.
Начинать купание можно при температуре воды 22°. Продолжительность купания для детей средней группы — от 3 до 5 мин, для детей старшей группы до 10—15 мин. Во время купания в каждой группе должно быть не менее двух взрослых; один из них в купальном костюме находится вместе с детьми в воде.
Одновременно следует купать 10—12 детей.
Во время купания воспитатель наблюдает, чтобы дети больше двигались и не нарушали установленных правил: не заходили дальше указанного места, не толкали друг друга и т. д. После выхода из воды детей следует тотчас же досуха вытереть.
Если ребенок разгорячен, надо дать ему возможность перед купанием несколько минут посидеть раздетым на берегу, при этом вспотевших детей сначала досуха обтирают полотенцем. Некоторые дети даже после короткого пребывания в воде синеют, начинают дрожать. Надо предложить им немедленно выйти из воды, хорошо растереть полотенцем; затем, посоветовавшись с врачом, заменить им купание другой водной процедурой.
Купать детей больше одного раза в день не следует. В прохладную и дождливую погоду ограничиваются обливанием или обтиранием.
Для закаливания солнечными лучами совершенно необязательны специальные солнечные ванны, во время которых дети должны спокойно лежать, поворачиваясь через определенное время с одной стороны на другую. Солнечными ваннами можно считать и пребывание детей под лучами солнца во время прогулки.
Детей старше 1 года выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в течение нескольких дней их прогулка проводилась в светотени. Во время солнечных ванн дети могут спокойно играть. Воспитатель регулирует пребывание детей под лучами солнца: сначала 5—6 мин, а после появления загара — 8—10 мин; во время прогулки можно провести 2—3 солнечные ванны. Во избежание ожогов одежду детей облегчают постепенно: сначала они ходят в трусах и майках, затем только в трусах. Голова обязательно должна быть прикрыта панамой или косынкой.
Все мероприятия по закаливанию должны проходить под контролем врача. Он же проводит предварительный инструктаж для воспитателей и обслуживающего персонала, объясняет, как проводить ту или иную процедуру.
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания
Обучение в процессе физического воспитания направлено на овладение двигательными навыками, специальными знаниями, привитие навыков правильной осанки, личной и общественной гигиены, а также развитие физических качеств.
Содержание обучения в дошкольных учреждениях определяется «Программой воспитания в детском саду».
В детских спортивных школах и в семье детей обучают более сложным упражнениям (фигурное катание, художественная гимнастика и др., проведение которых требует создания особых условий.
В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется одновременно обучение, воспитание и развитие. Формируя двигательные навыки у детей передавая им знания, воспитатель решает и задачи нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.
Обучение, проводимое со всей группой детей, содействует воспитанию у них умений, необходимых для успешных занятий в школе: заниматься в коллективе; слушать, когда объясняют всей группе; наблюдать за показом; оценивать качество выполнения упражнений; организованно выполнять задания и др.
При систематических занятиях физическими упражнениями у детей улучшается физическое развитие, совершенствуется работа всех органов и систем, возрастают защитные свойства организма, развиваются физические качества, повышается работоспособность в различных видах деятельности.
Двигательные умения и навыки
Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.
Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач.
Особенно ярко это выражается в подвижных играх.
Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со стабилизацией связана возможность длительного сохранения навыка без упражнения: навыки езды на велосипеде, плавания, передвижения на лыжах, на коньках сохраняются в основных чертах на протяжении всей жизни.
В процессе становления навыка появляются легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия («чувство воды» в плавании, «чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство ребра» в фигурном катании, «чувство мяча» в играх).
По мере упрочения навыка повышается роль двигательного анализатора, «мышечного чувства», зрительный контроль переключается на условия выполнения движения и появляется возможность варьировать технику в зависимости от рельефа местности, сопротивления внешних сил, ограничения пространства и т. п.
Вариативность двигательного навыка связана с возникновением нового умения — применять приобретенный навык в сложных меняющихся условиях, в целостной деятельности. Такие умения всегда осознаются.
Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому надо детей сначала научить правильно выполнять упражнения и только после этого переходить к закреплению навыка.