Краснова Ксения
Консультация для родителей «Взаимодействие в семье старших и младших детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Первенец не всегда быстро и легко привыкает к тому, что в семье появился второй ребенок — об этом часто говорят психологи. Очень часто это становится для старшего ребенка настоящим стрессом. Поэтому разумнее всего целенаправленно готовить первенца к тому, что у него появится брат или сестра. Ребенку нужно объяснить, что изменится в семье с появлением младенца. Родители должны в первое время после рождения второго ребенка оказывать первенцу такое же внимание, как и раньше, выполнять все, к чему он привык. Так ребенок поймет, что он также важен и значим для родителей, как и раньше.
Публикация «Консультация для родителей „Взаимодействие в семье старших и младших детей“» размещена в разделах
Как правило, младший ребенок растет менее тревожным, более жизнерадостным и спокойным. Он уверен в стабильном эмоциональном отношении родителей к себе больше, чем первенец. Кроме того, второй ребенок появляется при других обстоятельствах, когда родители более спокойные и уверенные: ведь они уже имеют опыт воспитания ребенка. Правда, как отмечают специалисты, сегодня среди вторых детей намного меньше «любимчиков», и родители уделяют им не так много внимания. Несмотря на это, младший ребенок намного дольше ощущает на себе снисходительное отношение родителей. Он дольше чувствует себя ребенком, чем его старший брат или сестра. Такое отношение приводит к тому, что второй ребенок не так активно участвует в повседневной жизни семьи. Младший ребенок воспринимает старшего как лидера и пример для подражания.
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ, НА КОТОРЫЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ПОСЛЕДУЮЩИХ СЕРЬЕЗНЫХ ТРУДНОСТЕЙ.
Существуют некоторые узловые моменты, критические периоды, в которые определяется, как это дерево будет расти дальше. Первое – это, конечно, рождение младшего ребенка, и старшего нужно постараться подготовить к этому заранее и не сделать его «пупом земли».
Следующий момент – это кризис, когда старший видит, что младший начинает осваивать его территорию в доме. Сначала он пополз, потом пошел, потом заговорил… И это освоение разных ниш младшим требует особого внимания, тут нужно обозначить какую-то территорию старшего ребенка, физическую, моральную, потому что если старший потерял свое пространство в доме или занятие по возрасту (например, младший начал здесь ползать, поэтому ты здесь уже не можешь играть, это будет негативом для него. Важно определить территорию и следить, чтобы поползший малыш не съел пластилиновый замок старшего, чтобы пошедший малыш не разорвал его тетрадки, чтобы когда он заговорит, не начал обзываться…
К двум годам мы можем говорить о том, что дети переходят в одну и ту же категорию. Если до этого были «младенец» и «ребенок», то теперь – два ребенка. Тут нужно думать о том, как выстраивать отношения уже исходя из того, что маленький больше не младенец, что с него тоже какой-то спрос. И тут маме очень сложно изменить свое потворствующее отношение к младенцу на более требовательное. И в этом случае искривление характера младшего ребенка может привести к обострению его отношений со старшим.
А дальше – каждое следующее возрастное достижение младшего ребенка будет вызывать определенный дискомфорт у старшего. Если раньше, например, ему одному принадлежала роль ребенка, ходящего на занятия, то, как только младший начинает ходить в бассейн или в садик, старший теряет свою единственность и начинает тревожиться, и тут его надо как-то успокоить, дав ему возможность увидеть другие свои привилегии. Также важно не пытаться делать из детей близнецов, не делать все одинаковым – одежду, занятия, одни и те же гости в день рождения. То есть важно помогать им находить не только свое сходство, но и свои отличия. Это их сближает.