Ирина Шелковникова
«Поощрение и наказание детей в семье». Консультация для родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обсудить с родителями способы наказания и поощрения в семье, напомнить о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в коем случае не применять физические наказания.
Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но и напряжённый труд. Попытаемся ответить на вопросы: нужно ли наказывать детей? когда и как это делать? можно ли испортить ребёнка похвалой? за что можно хвалить ребёнка?
Публикация «„Поощрение и наказание детей в семье“, Консультация для родителей,» размещена в разделах
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение, но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.
Поощрение – выражение положительного отношения к поведению детей – имеет большое значение. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желания вести себя ещё лучше, повышает авторитет в глазах окружающих, способствует развитию чувства собственного достоинства.
Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать. Старайтесь всегда описывать достойные поступки своего ребёнка с позитивной точки зрения, заостряя внимание на его правильных действиях.
Памятка о поощрении.
1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
Наказание - метод воспитания, направленный на преодоление у детей неверных поступков, вредных привычек поведения.
Вы должны помнить что, насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания своё мнение. Так, в отношении детей и родителей приходит отчуждённость. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, живым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.
Постоянно объясняйте подростку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии.
Сильный вред взаимопониманию между взрослыми и детьми наносит несдержанность, где взрослые следуют своему настроению. Отсюда стычки, ругань. Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию.
И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в школе, и в обществе.
Памятка о наказании.
Наказывая необходимо помнить:
-наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.
-если есть сомнение: наказывать или не наказывать; не наказывайте.
-за один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
Предупреждение: Что бы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Ни когда не отнимайте подаренного.
-недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка, в большинстве случаев, достаточное наказание.
-ребёнок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определённых случаях, наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, а огорчения взрослых.
-не унижайте ребёнка.
-если ребёнок наказан, значит он уже прощён. О прежних проступках больше не слова.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!