Мария Крылова
Консультация для родителей «Учить играючи и с любовью»
▼ Скачать
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш Вас понимает, от того как Вы взаимодействуйте с ним. Проверьте, пожалуйста, может ли ребенок выполнить следующие инструкции;
Покажи зайчика, машину, собачку.
Возьми зайчика, машину, собачку.
Дай зайчика, машину, собачку.
Обними маму.
Поцелуй папу.
Пожалей бабушку.
Поиграй в ладушки.
Закрой глаза.
Помаши ручкой.
Возьми маму за руку и иди домой.
Налей в стакан воды и дай его бабушке.
Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф.
Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф.
Публикация «Консультация для родителей „Учить играючи и с любовью“» размещена в разделах
Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.
С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.
Направления работы:
Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.
Дифференциация неречевых звуков.
Дифференциация тихих и громких звуков.
Развитие умения определять направление и источник звука.
Развитие умения локализовать звук в пространстве.
Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.
Дифференциация звукоподражаний.
Развитие умения локализовать и узнавать голос.
Дифференциация неречевых и речевых звуков.
Развитие умения отличать голоса различной громкости.
Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.
Развитие речевой памяти.
Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.
Задания
Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.
© Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете.
© Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т. п.
© Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. п.
© Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
© Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте
стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
© Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.
© Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.
Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т. п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.
Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи — часы, скажи — ложка». «Скажи, скажи, скажи.» — без устали обращаются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи такие понукания вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание — непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать предмет.
Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают - он капризничает, выражает недовольство и протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.
Ни в коем случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним Вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
Для стимулирования появления речи предлагаются разнообразные методические приемы, структурно организованные в следующие блоки: диалог, имитация и звукоподражание, стихи, чтение.
Каждый блок содержит систему постепенно усложняющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т. д., учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, интересы и предпочтения.
Активное участие ребенка возможно, если Вы предложите понравившиеся ему задания из различных блоков.
Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые Вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравятся ему.
Диалог
Основной «пусковой» момент появления речи - общение.
Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка - всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.
Критерий правильного ответа — понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности механизма порождения речи.
Что помогает развитию диалога?
1. Инсценировки
Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А Вы обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.
© Для инсценировок хорошо использовать следующие тексты:
* * *
— Девица, девица,
Сходи за водицей!
— Я боюсь волка.
—Волк на работе,
Сова на болоте.
(Русская народная потешка)
Сапожник
— Был сапожник?
— Был.
— Шил сапожник?
— Шил.
— Для кого сапожки?
— Для соседской кошки.
(Из польского фольклора, пер. Б. Заходера)
ЕЖИК
— Что ж ты, Еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
(Б. Заходер)
КИСКИНО ГОРЕ
Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски (Б. Заходер)
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА
- Кисонька-мурысонька, Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела?
-Одна!
- Не ешь одна! Не ешь одна! (Русская народная потешка)
ЛИСА ИКРОТ
— Славный домик,
Милый Крот,
Только больно
Узкий вход!
Вход, Лисичка,
В самый раз:
Он не впустит
В домик вас! (Б. Заходер)
ХУДОЖНИК
В уголке сидела мышка,
Грызла сладкую коврижку,
Запивала молоком,
Заедала крендельком.
Взял я толстую тетрадь,
Чтобы мышь нарисовать,
Но тотчас она сбежала
— Где ты, мышка? Не видать!
Подожду ее немножко,
Не придет — примусь за кошку. (В. Лунин)
ТИМ И ТОМ
— Постой на задних лапах, Тим! —
Сказал собачке Том.
Но Тим и глазом не моргнул
На коврике своем.
Держа конфету на носу,
Том перед ним прошел.
Но Тим по-прежнему сидел
И ухом не повел.
Тогда конфету бросил Том
На мокрый, черный нос,
И вмиг схватил
И проглотил
Конфету умный пес!
(Уолтер де Л а Мэр, пер. В. Лунина)
Рекомендуется инсценировать сказки В. Сутеева, Н. Носова, Б. Житкова, В. Гаршина, В. Бианки.
2. Вопросы
Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией.
Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т. п.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет». Их задают в реальных часто повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке и т. п.). Например:
Хочешь есть?
Идем спать?
Давай играть?
Дать тебе сок?
Будешь смотреть телевизор?
Ты не замерз?
Видишь машину?
Вторая серия вопросов — усложненный вариант игры «да — нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет); Ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.
Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?
Вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т. п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т. п.).
На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос Кто там пришел? малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растет? вместо дерево говорит веве. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать правильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.
При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются картинки с изображениями знакомых ребенку предметов. Например, хорошо использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.
Четвертая серия — вопрос Что делает? Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, рисует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) — основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знакомым одушевленным и неодушевленным предметам. Например: Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет? Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.
3. Команды
Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественным образом.
Напоминаем:
Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом, может спровоцировать негативистические реакции — плач, крик, отказ от общения или игры.
Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай — дя; иди — ди; читай — тятяйи пр.
Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием получить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее : предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т. п.); функционально необходимым (ложка, чашка и т. п.); новым и неожиданным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т. п.). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т. д.) также могут вызывать интерес ребенка.
4. Домашний театр
Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.
© «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие куклы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.
© Устройте праздничное чаепитие для ребенка. За столом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чай — холодный или теплый? Что тебе дать — печенье или конфетку?
© «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака — косточки, мишка — мед и т. п. Предложите ему накормить игрушечных животных.
© Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.
Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами.» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов.
Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гае-гае, мяу, кеа-кеа, произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: au-au-ап, ох. Ребенок начнет заражаться обстановкой взаимодействия, повторять вслед за Вами. Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например, пожалуйтесь, что Вам холодно — бррр; укладывайте игрушки спать — бай-бай; кормите кукол — ням-ням; говорите по телефону — алло, динъ; играйте в прятки — ку-ку; с водой — кап-кап; в поездку на машине или на поезде — би-би, ту-тпу; предложите поскакать на лошадке — но-но; походить как мишка — топ-топ. Хорошо, если ребенок будет вместе с Вами договаривать потешки: — Гуси-гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? —Да-да-да! Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку: ко-ко-ко; за мышку: пи-пи-пи, изображает, как упало яичко — бах, как плачут баба и дед — ой-ой-ой.
Неговорящий ребенок, как правило, воспринимается окружающими более младшим. В связи с этим, давая задания, надо учитывать его реальный возраст. Неинтересные задания (проще тех, которые ребенок способен выполнить) могут раздражать, вызывать протест, тормозить развитие.
С детьми постарше лучше читать, например, отрывок из сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино» (когда почтальон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает, стихотворение Д. Хармса «Веселый старичок», в нем много звукоподражаний: хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да булъ-буль ох! Ох!
Стихи
Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание стихов улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.
Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм, пытаясь изобразить его содержание, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.
Выучите стихи, которые Вы хотите разучить с ребенком, и повторяйте их на прогулке, в транспорте, в очереди и т. д.
Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова-названия предметов. Овладение языком протекает в основном в виде усвоения разного типа предложений. Чтобы ребенок научился строить высказывание, необходимо целенаправленно учить его словам-действиям, которые являются каркасом высказывания. Слова-команды желательно превращать в двух-трехсловные предложения, присоединяя к ним дополнения и определения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу и т. п.
Как только речь малыша пополнится двух-трехсловными предложениями, необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.
© Учите ребенка образовывать множественное число имен существительных, глаголов:
стол - столы, гриб - грибы, кукла - куклы, собака - собаки, кошка - кошки, полка - полки, идет - идут и т. п.
© Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имен существительных:
нос - носик, рот - ротик, дом - домик, сад - садик, гриб - грибок, петух - петушок и т. п.
© Расширяйте глагольный словарь:
входит - выходит, наливает - выливает, закрыта - открыта; причесывает - причесывается, одевается - одевают; рисует - нарисовал, пилит -распилил и т. п.
© Вводите в речь детей прилагательные:
большой - маленький, горький - сладкий, красная - красные и т. п.
© Обратите внимание на предлоги.
Сначала уточняются пространственные значения предлогов, затем другие. Занятия проводятся в форме игры в «Лото».
Игра сопровождается вопросами ведущего. Например: У кого ваза стоит на столе? или У кого кошка сидит на диване? и т. п. Вначале дети дают краткий ответ: У меня, затем — полные ответы. На первых занятиях ведущим является взрослый, потом им может быть ребенок.