Лучший педагог года

Консультация для родителей «Слушать ушами и видеть пальцами»

Людмила Негородова
Консультация для родителей «Слушать ушами и видеть пальцами»
▼ Скачать + Заказать документы

Слушать ушами и видеть пальцами.

С закрытыми глазами мы слушаем иначе, чем с открытыми.

Упражнение на слушание с закрытыми глазами тренирует

Внимание и слух, в том числе – слух фонематический.

Детям пяти – шести лет полезно учиться слушать музыку

и коротенькие сказки или стихи с закрытыми глазами.

Можно рассказать им, что в старину мало кто умел читать

книжки. Зато в деревнях были сказители, которые пели

песни и рассказывали сказки. Послушать сказку собирались

в избу обычно в то время, когда не было работы в поле.

Публикация «Консультация для родителей „Слушать ушами и видеть пальцами“» размещена в разделах

Это случалось зимой. А зимой дни короткие, темнеет рано.

И света в избе не было, электричество ещё не открыли.

Разве что лучину зажгут – тонкую щепочку, установленную

В специальной подставке под названием светец. Но лучина

горела недолго. Так что сказки слушали почти в полной

темноте.

Мы тоже можем попробовать так послушать сказку. Есть

Несколько условий,при которых можно слушать сказку с

закрытыми глазами.

1 Нужно сесть удобно и лучше на ковёр. С закрытыми

глазами ребёнок может нечаянно потерять равновесие.

2 Текст (прозаический или стихотворный) должен быть коротким – на пять- семь минут, потому что долго сидеть с

закрытыми глазами ребёнку трудно.

3 Поначалу сказка не должна быть трудной или страшной,

чтобы дети не пугались. Но только поначалу. Дети старшего

возраста испытывают потребность в посильном страхе.

Иногда приходится слышать: Я хочу послушать страшную

сказку или Эта сказка не интересная. Она не страшная.

Ребёнок нуждается в напряжении чувств, как в напряжении

мышц. Но это напряжение должно быть посильным. Есть

большая разница между реальным страхом и игрой в страх.

Второе часто помогает справиться с первым. Страшные

События в сказках, когда герою угрожает опасность быть

съеденным, покинутым, обманутым, просто необходимы

для того чтобы удержать детское внимание. Но эти

эпизоды не могут быть очень длинными и должны

обязательно счастливо разрешаться, чтобы ребёнок

получил опыт не только страха, но и избавление от него.

Правда, у каждого ребёнка свой порог претерпевания

сказочного страха. Это надо учитывать при групповой

работе. Итак, можно предложить небольшой группе детей

поиграть в страшилки. Хотят они, чтобы вы их пугали?

Если дети радостно закричат Да, предложите им удобно

сесть, закрыть глаза, а потом прочитайте стихотворение с

драматическим сюжетом. Например, стихотворение Бориса

Заходера Сказочка. Разворачивается оно, как самая настоящая страшная сказка – особенно, если рассказчик

интонационно нагнетает напряжение. А разрешается

юмористически:

И в белейшем в мире зале

Спал без горя и забот

На белейшем одеяле…

Совершенно чёрный кот!

От рассказчика, от его способности выразительно читать

многое зависит. Поэтому сначала можно читать стихотворение или рассказывать маленькую сказку ровным

голосом. А в следующий раз, когда дети будут слушать уже

знакомый текст, можно добавить напряжённых интонаций.

Такие упражнения помогают детям запомнить наизусть

много текстов. Их результатом могут стать детско –

родительские посиделки, когда дети читают родителям

страшные сказки, а родители должны их слушать с

закрытыми глазами.

Дети в такой ситуации чувствуют себя подлинными

повелителями страха.

Полезные звуки.

Шорох листьев.

Журчание ручья.

Звук дождя.

Пение птиц.

Стрекотание кузнечиков.

Музыка.

Звон колокольчика.

Шум ракушки.

Звук морского прибоя.

Звук фонтана.

Голоса дельфинов.

Вредные звуки.

Скрип двери.

Громкий крик в ухо.

Звук сирены.

Громкий лай собак.

Разные шумы.

Оружейные выстрелы.

Шум пылесоса.

Храп.

Звук отбойного молотка.

Бибиканье автомобиля.

Дуделки футбольных болельщиков.

Блокирование зрения не только обостряет. Оно вынуждает

вспомнить об осязании. О том, что человек может видеть

не только глазами, но пальцами. А детские пальцы –

предмет особой педагогической заботы.

Пиаже, классик детской психологии прошлого века,

называл интеллект маленького ребёнка психомоторным.

Ребёнок многое осваивает через движение. В

предшкольном возрасте способность к мелким движениям,

мелкая моторика приобретает особое значение: без неё

не освоить навык письма. Пальцы умнеют, набирают

ловкость, если заставить их распознавать предметы на

ощупь. Таким упражнениям отводится много места в

системе Монтессори. В частности, в период знакомства с

буквами дети ощупывают рельефные буквы. Ребёнок с

закрытыми глазами многократно проводит пальцем по

рукописным образцам и за счёт этого усваивает алгоритм

изображения. Считается, что ребёнок освоил буквы, когда

он узнаё т их в самых разных видах: буква может быть

маленькой и большой, печатной или рукописной,

но ребёнок всё равно скажет : это А или М. Можно

предложить детям лепить простые слова и предлагать друг

другу распознавать их на ощупь. Это очень увлекательная

игра. Кроме того, что она готовит ребёнка к школе,

она ещё и позволяет затронуть важнейшую тему- тему

иного видения мира. Время от времени мы заводим

разговор о толерантности. О том, надо воспитывать её с

детства. Нельзя сказать, чтобы это слово было сегодня

модным. Оно заставляет вспомнить о неприятных

социальных проблемах и к тому же воспринимается как

иностранное. А наше собственное – терпимость - не очень

годится в синонимы. Терпимость означает, что я терплю то,

что мне неприятно. Толерантность подразумевает нечто

иное: я понимаю другого, могу представить себя на его

месте и потому принимаю таким, какой он есть. Кто такой

этот другой? Чем он от меня отличается? Тем, что видит

мир по-другому. Его картина мира выстраивается на других

основаниях. Как, например, картина мира слепого

человека. Чтобы открыть зрячему мир слепого, Менена

Коттин и Розана Фариа создали специальную «Чёрную

книгу цветов». Рамочный сюжет книги повествует о двух

мальчиках, двух друзьях, один из которых слепой. Каким

является мир слепому ребёнку?

Все страницы книги чёрные. Текст набран двумя шрифтами-

обычным (правда, в данном случае текст написан белым

по чёрному) и специальным шрифтом для слепых,

шрифтом Брайля.

Картинки в книжке созданы с помощью лака. Их сложно

увидеть, но легко почувствовать. Клубника на иллюстрациях

не имеет цвета, зато можно ощутить пальцами её круглую

форму и зёрнышки. Ощупывая клубнику, можно вспомнить

тепло солнца, которое впитывает живая ягода, её вкус и

запах.

Эта книга способна объединить зрячих и незрячих,

побудить их фантазировать и делиться ассоциациями.

Неслучайно «Чёрная книга цветов» вошла в шорт-лист

международной премии по детской и юношеской

иллюстрированной книге и награждена Премией детской

книжной ярмарки в Болонье.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Сенсорная дорожка»Дидактическая игра «Сенсорная дорожка» "Веселая дорожка" Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия детей, способствовать обогащению чувственного опыта детей через.

Фотоотчет об эксперименте «Для чего нужны органы чувств?»Фотоотчет об эксперименте «Для чего нужны органы чувств?» Опыт 1: Определение ВКУСА различных продуктов с закрытыми глазами. Все, что попадает нам в рот, вызывает какие-то ощущения. Одни продукты.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Слушать ушами и видеть пальцами»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 15:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Слушать ушами и видеть пальцами»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Негородова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД