Ирина Аверкина
Консультация для родителей «Роль сказки в жизни детей»
Консультация для родителей на тему :
«Роль сказки в жизни детей»
Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»
Публикация «Консультация для родителей „Роль сказки в жизни детей“» размещена в разделах
В настоящее время родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в библиотеку. Современные дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения, компьютеров и видео. Непосредственно же рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но самое главное состоит в том, что сказка притягивает к себе лишь потому, что доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю. В сказке заложены морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность, воображение, формирует представление об объектах окружающего мира. Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. В художественно-эстетическом развитии сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности. В физическом развитии игровые сказочные моменты, народные игры способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма. В речевом развитии сказка обогащает словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями. Сказка корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты. Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, она предоставляет ребенку словесные картинки и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.
Давайте же разберемся, как заинтересовать ребенка сказкой.
Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки.
В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей : «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, детка за репку.» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам : «Красная Шапочка», «Три поросенка».
Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок в которых романтизируется образ жизни разбойника и т. п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.
Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные — книги. Хорошо подойдут В. Драгунский «Денискины рассказы», повести Николая Носова, Андерсен Г. X. Дикие лебеди…
Уважаемые родители, помните, что сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций.