Игумнова Оксана
Консультация для родителей «Развитие функциональных действий кистей и пальцев рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие функциональных действий кистей и пальцев рук“» размещена в разделах
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Рекомендуемые игры, упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. Лепка из пластилина
Пластилиновые картинки
Хотя традиционно считается, что двухлетке еще рано работать с пластилином, авторы и разработчики книг и пособий «Пластилиновые картинки» попробовали по-новому взглянуть на этот материал, тем более, что теперь выпускают безопасный пластилин на растительной основе, нечаянное попадание которого в рот не вызовет неприятных последствий.
Плотные страницы книг и формы с темами для лепки (лепим, размазывая пластилин на картинке-заготовке) в многообразии представлены в магазинах. Фон картинки (например, праздничная елочка, ежик, полянка) отпечатан в типографии, а малыш лепит и крепит на картинку шарики, ягодки, яблочки.
Эти занятия станут еще и настоящим уроком по развитию речи и мелкой моторики.
К каждому занятию дается примерный текст беседы ребенка и взрослого. Кроме того, малышу дана возможность самостоятельно подбирать цвета и оттенки, что способствует не только освоению понятий цвет и форма, а также развитию фантазии и самостоятельности.
2. Игра "Разноцветные снежинки".
Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Взрослый показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как ребенок сделает много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Взрослый просит ребенка раскрасить снежинки.
Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
3. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
4. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
5. Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
а) Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.
б) Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
в) Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
г) Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкой: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".
д) Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
е) Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
ж) Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
з) Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
и) Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
6. Игры - шнуровки:
Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки по Монтессори. Эти игры развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Для детей старшего возраста (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Например, шнуровки "Белочка" и "Грибок" относятся к разряду простых, т. к. там всего по 2-3 дырочки и порядок прикрепления элементов не имеет значения. Но есть и более сложные, например, "Ёжик", где у каждой из деталей есть определенное место на теле ежа. И ребенку требуется найти нужное место, сосчитав количество дырочек на еже и на прошнуровываемой детали. Еще задача - разместить детали, таким образом, чтобы они не мешали друг другу, т. к. расположены они очень тесно.
7. Конструктор «Геометрик»
Многофункциональная развивающая игрушка : это и конструктор, и пирамидка, и шнуровка одновременно. Познакомит ребенка с понятиями о цвете, форме, предоставит возможность составлять несложные постройки, включая их в игровой сюжет, научит первому счету до четырех. В комплект игры-конструктора входит шнурочек, что позволяет использовать детали игрушки как шнуровку, необходимую для развития мелкой моторики.
8. Разборные картинки (доски Сегена)
Деревянная доска с вкладышами, на которых изображены различные предметы. Предназначена для игры с детьми в возрасте от 8 месяцев до 6 лет.
Открыв эти элементы, ребёнок должен их закрыть, подобрав нужную по размеру и рисунку часть. Каждая фигура снабжена удобной ручкой. Вашему ребёнку и вам доставит огромное удовольствие занятие с этой развивающей игрой. Разбирайте, собирайте и называйте. Игра развивает речь, логику, мелкую моторику рук, координацию движений, пространственное восприятие.
9. Кубики
Это универсальные игрушки, которые одни из самых первых появляются в окружении малыша. Из них можно конструировать башенки, строить дома, возводить крепостные стены. Кубики используются в основном для развития пространственного мышления и мелкой моторики руки ребенка.
Также в развитии мелкой моторики Вашему малышу помогут lego конструкторы, традиционные мозаики, различные пазлы, матрешки, рамки-вкладыши.