Татьяна Телегина
Консультация для родителей «Подготовка ребенка к школе: в чем ее смысл» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Оказывается, что проблема состоит в том, что многие родители, озабоченные экономическими проблемами и бытовыми хлопотами, стремятся переложить ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение. Они считают, что подготовкой ребёнка к школе должно заниматься ДОУ, где работают квалифицированные специалисты, применяющие специальные программы в соответствующих условиях. Однако это не совсем так, потому что у ДОУ и у родителей в этом процессе неодинаковые функциональные роли.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка ребенка к школе: в чем ее смысл“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Ещё до поступления в школу в отношении ребёнка необходимо обеспечить согласованность и единство образовательных и воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи. От этого зависит благополучие ребёнка в дошкольном детстве и в период адаптации в школе.
Ступенчатая система образования даст положительный результат, если дети начнут подготовку к школе ещё с детского сада. От малого к большому, ступенька за ступенькой. Стабильность, системность, игровые методы и приемы помогут детям получить первые навыки к самообслуживанию, научатся выстраивать отношения в коллективе сверстников и взрослых, получат знания привыкнут к порядку и дисциплине.
Цель предшкольной подготовки состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании её универсальных психологических предпосылок. Дошкольника к его новой роли надо готовить заранее, и помочь ему в этом должны прежде всего родители.
На мой взгляд на протяжении всего дошкольного детства семейное воспитание может быть соотнесено с тем, что предстоит ребёнку в школе. Например, даже смена привычного для ребёнка режима дня, который служит для укрепления здоровья и организовывает его деятельность до поступления в школу, может выбить его «из колеи», тем хуже если режима у ребёнка не было вовсе, и он не привык к распорядку.
Для занятий ребенка следует оборудовать уголок, поместить там стол с ящиком и стульчик, соответствующие росту ребенка, на стену повесить полочку, на которую ребенок сам должен убирать нужные для занятий пособия и материалы. В своем уголке ребенок отвечает за порядок. Надо давать ему возможность заниматься в этом уголке и в свободное время, когда он этого пожелает.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе : физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Психологическая готовность:
Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологи выделяют 2 аспекта психологической готовности ребенка к школе : личностная (мотивационная) и интеллектуальная. В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться — две большие разницы. Как пишет детский психолог Л. А. Венгер «Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».
Личностная готовность:
со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе :
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду.
Школа должна привлекать малыша потому, что там можно будет узнать много нового и интересного, а не потому, что родители приготовили ему подарок к 1 сентября. Хорошим мотивом является стремление ребенка получить новый социальный статус («В школе я буду уже взрослый!»). Некоторые дети относятся к учебе как к способу порадовать родителей. Такой мотивации хватает ненадолго, поэтому важно, чтобы к ней подключился интерес к учебе. В любом случае важно сформировать у первоклассника позитивное отношение к своей новой роли.
Таким образом, мне хотелось подчеркнуть важность и необходимость подготовки детей к обучению в школе. Из опыта работы я делаю вывод: дети, получившие начальную базу знаний (дополнительные кружки или в дошкольном учреждении) легче проходят адаптацию, активнее включаются в учебный процесс.
Итак, соблюдение режима, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.