Наталия Тарасенко
Консультация для родителей «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …» В. А. Сухомлинский
Что такое сказка? Сказка – это жизнь народа. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верование в обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих средств из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат работы, результат совместных усилий.
Публикация «Консультация для родителей „Народная сказка в системе воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Оптимизм, образность, забавность, дидактизм являются одной из важнейших особенностей сказок всех народов. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач в системе физического воспитания, в системе патриотического воспитания. Необходимо включать в педагогический процесс только русские народные сказки. Символы, сюжеты, метафоры, которые широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами.
В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка.
Конечно, сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Что же нам дает сказка? Она позволяет детям развивать умение внимательно смотреть и слушать, вырабатывает у них усидчивость, внимание, принимать участие в беседе. Сказка развивает монологическую и диалогическую речь детей, закрепляет произношение звуков, развивает правильную речь. Применение на себя в процессе чтения разных сказок характеров, способов реагирования на ситуации, очень благотворно влияет на детскую психику, что-то вроде душевной гимнастики, которая в свою очередь развивает эмоциональную сферу.
Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей, являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность. Задача взрослых не ограждать ребенка от неблагоприятных условий среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения, выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни, менять поведение с учетом требования той социальной группы, в которой он находится. Игровая терапия, игровая коррекция поведения, открывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсценировке, не только снижают внутреннее напряжение, но и способствуют успешной социальной адаптации в дошкольном учреждении и в семье.
Закладывать основу нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. В этике существует две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение моральных правил и норм характеризуется как зло. Такие нравственные категории как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут вам показать: как дружба помогает победить зло, как добрые миролюбивые побеждают, что зло наказуемо. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. В русских народных сказках страх и трусость высмеиваются, трудолюбие всегда вознаграждается, мудрость восхваляется, забота о близких поощряется. Идеал для ребенка является далекой перспективой к которой он будет стремиться сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал приобретенный в детстве, любовь к народу, к Родине, к родной природе, во многом определит его как личность в дальнейшем.