Светлана Пожидаева
Консультация для родителей «Многофункциональные домашние задания в коррекции звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука – долгий и подчас однообразный процесс многократного повторения нужного звука в различных контекстах. Монотонность упражнений на автоматизацию часто приводит к тому, что ребенок закрепляет звук только на занятиях у логопеда, а дома не хочет заниматься этой утомительной работой.
Грамотно составленные эффективные домашние задания помогут предотвратить эту ситуацию. Хорошо зарекомендовали себя упражнения, в которых повторение отрабатываемого звука сочетается с развитием других функций: внимания, памяти, лексической и грамматической системы речи [1, 2, 4, 5]. Здесь решаются сразу три задачи. Во-первых, домашние задания становятся намного интереснее механического повторения слов и фраз. Во-вторых, совершенствуется ряд психических функций, являющихся предпосылками овладения письменной речью [3]. При поступлении в школу это позволит ребенку успешнее овладеть письмом и избежать дисграфии. В-третьих, постепенное усложнение условий отработки навыка дает возможность распределить внимание между произнесением звука и выполнением дополнительного задания.
Публикация «Консультация для родителей „Многофункциональные домашние задания в коррекции звукопроизношения“» размещена в разделах
Рассмотрим варианты домашний заданий, совмещающих автоматизацию звуков с развитием сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, графомоторных навыков, зрительного и слухового внимания, памяти, устной речи (словарного запаса и грамматических навыков). Автоматизация звука в слогах может быть объединена с развитием сенсорных функций, а в слогах дает гораздо простор для дополнительных коррекционных задач.
Большинство заданий можно использовать для автоматизации любого звука, с обязательным подбором соответствующего материала.
Автоматизация изолированного звука и звука в слогах,
коррекция неречевых психических функций.
1. Развитие оптико-пространственного восприятия и зрительного внимания: упражнение «Распутай веревочки».
На листе слева изображены три буквы Ш, справа три гласные буквы – А, О, У. каждая буква Ш соединена с гласной длинной извилистой линией («веревочкой»).
Задание. Провести пальцем по линии, произнося звук [ш]. Закончить слог той гласной, которая находится на конце «веревочки».
2. Развитие графомоторных навыков (сочетание произнесения слоговых рядов с графическими движениями) : упражнение «Паровозик».
Задание. Раскрасить и заштриховать контурное изображение паровозика. Провести линии сверху вниз, при этом произнося слоги: ча… (чо, чу, чи, че).
3. Развитие способностей восприятия и воспроизведения ритма: упражнение «Послушай и скажи».
Задание. Произнести слог РА столько раз, сколько раз взрослый постучит: //, /, /// и т. д.
4. Развитие пальцевой моторики: упражнение «Колечки».
Задание. Произнести слог АР, поочередно соединяя пальцы левой руки в колечки: указательный с большим, средний с большим, безымянный с большим и т. д. То же – для правой руки.
Автоматизация звука в словах, коррекция неречевых психических функций.
1. Развитие пространственного гнозиса: упражнение «Найди и назови».
На листе бумаги расположены в несколько рядов картинки, в названии которых содержится автоматизированный звук.
Задание. Назвать на картинках: что находится между мишкой и машиной, между мишкой и шапкой; справа / слева от карандаша?
2. Формирование зрительного восприятия: упражнение «Перепутанные картинки».
Задание. Узнать и назвать в наложенных изображениях предметов нужный звук ( например: роза, ракета, рубашка, рыба).
Упражнение «Половинки».
Задание. Узнать и назвать в недорисованных изображениях предметов нужный звук.
3. Формирование зрительной моторной координации: упражнение «Обведи по точкам».
Задание. Назвать и обвести карандашом пунктирные картинки, в названиях которых есть автоматизированный звук.
4. Развитие зрительной памяти: упражнение «Что изменилось?».
Задание. Назвать в картинках нужный звук, после чего закрыть глаза (взрослый закрывает любую картинку квадратным кусочком картона). Открыв глаза сказать, чего нет.
5. Развитие слуховой памяти: упражнение «Эхо».
Взрослый называет два-четыре слова, содержащие требуемый звук.
Задание. Послушать слова, запомнить их и повторить в том же порядке.
6. Развитие слухового восприятия и внимания: упражнение «Придумай рифму» ( например: бочка-ночка, кочка; тучка-ручка, и т. д.).
Игра «Запрещенное слово». Взрослый произносит слова, содержащие автоматизированный звук, заранее обговаривает, что одно и то же слово повторять нельзя. «Запрещенной» может быть целая лексическая группа, например: «молочные продукты». ( Примерный ряд слов: работа, рубашка, простокваша, поросенок, кефир, мороженое, торт.).
Автоматизация звука в словах, работа над лексической темой.
1. Расширение словаря существительных по определенной теме: упражнение «Угадай профессию».
Задание. Ответить на вопросы: кто лечит людей (доктор); готовит еду (повар); красит стены (маляр); выступает на сцене и снимается в кино (актер).
2. Развитие и структурирование словарного запаса (родовидовые отношения слов) : упражнение «Животные».
Задание. Назвать картинки с изображениями животных и птиц, названии которых есть звук [р] : домашние животные (корова, поросенок, баран); птицы (ворона, сорока, воробей); дикие животные (рысь, крот, бобр, крокодил, верблюд, жираф, тигр); дикие животные, которые не живут в наших краях (тигр, жираф, верблюд, крокодил).
Упражнение «Запомни, повтори. Одним словом - назови». Примеры слов: брусника, морошка, черника (ягоды); топор, рубанок (инструменты); груша, персик гранат (фрукты); сорока, ворона, воробей (птицы); корова, поросенок, баран (домашние животные); рубашка, шорты, куртка (одежда).
3. Работа с синонимами (наблюдения над явлениями языка, развитие словарного запаса) : упражнение «Соедини картинку со словом».
Ребенку предлагаются картинки и написанные крупным шрифтом слова, попарно объединенные синонимическими отношениями (конура и будка, фартук и передник, градусник и термометр, рыбак и рыболов, но даны вразнобой. Картинки иллюстрируют каждую синонимическую пару, т. е. слов упражнении больше, чем картинок.
Задание. Соедини слово с картинкой (слово читает взрослый, ребенок должен его повторить, правильно произнося звук [р]). Обратить внимание, что к картинке может подойти не одно слово, а два.
4. Работа с омонимами (наблюдения над явлениями языка, развитие словарного запаса) : упражнение «Соедини картинку со словом».
Ребенку предлагаются картинки и написанные крупным шрифтом слова, имеющие несколько значений, каждое из которых проиллюстрировано картинкой (кран, ручка, тройка, раковина, т. е. картинок в этом упражнении больше, чем слов.
Задание. Соединить слово с картинкой (слово читает взрослый, ребенок должен его повторить, правильно произнося звук [р]). Обратить внимание, что к некоторым словам может подойти не одна картинка, а две или три.
Автоматизация звука в словах, работа над грамматической системой речи
1. Закрепление форм множественного числа глаголов в настоящем времени: упражнение «Один и все вместе».
Задание. Рассмотреть картинки и соединить похожие. Назвать, чем похожие картинки отличаются. Образец: повар печет – повара пекут.
2. Закрепление форм именительного падежа множественного числа: упражнение «Один - много».
Задание. Назвать один предмет и много таких предметов. Образец: сапог - сапоги.
3. Закрепление форм винительного и дательного падежа существительных: упражнение «Угощение».
Задание. Рассказать, чем надо накормить каждого из этих животных. Образец: «Я дам поросенку арбузную корку. Я дам воробью зерно».
4. Закрепление форм творительного падежа единственного числа: упражнение «Чем?».
На картинках даны изображения мальчика, который копает (лопата на рисунке отсутствует); забивает гвозди (без молотка, пилит (без пилы). Отдельно даны изображения инструментов (пилы, молотка, лопаты и т. д.).
Задание. Определить, что делает мальчик и что ему необходимо для работы. Соединить необходимый инструмент с соответствующей картинкой. Повторить: чем мальчик копает, пилит?
5. Работа с грамматическим родом: упражнение «Мой, моя, мое».
Ребенку предъявляются картинки, в названиях которых есть автоматизированный звук. Упражнение можно выполнять, после того как ребенок назовет все картинки.
Задание. Назвать только те картинки, про которые можно сказать мой (мой шкаф, моя, мое, мои.
6. Закрепление навыков согласования прилагательного с существительным в роде и числе: упражнение «Добавь словечко».
Задание. Ответить на вопросы: «Нож какой? (острый) Иголка? (острая) Перо? (острое Когти? (острые)».
7. Работа с формами глагольного времени: упражнение «Вчера, сегодня, завтра».
Задание. Выбрать любое слово-картинку и составить с ним предложение. Изменить предложения по образцу: Вчера плыла рыбка. Сегодня плывет рыбка. Завтра будет плыть рыбка.
8. Закрепление навыков согласования существительных с порядковыми числительными: упражнение «Считаем до пяти».
Ребенку предлагаются картинки, в названиях которых есть требуемый звук.
Задание. Назвать картинку и сосчитать по образцу: одна рыбка, две…три…четыре…пять….
Автоматизация звука в словах, развитие навыков словообразования
1. Использование суффиксов –онок/-енок; -ат/ -ят: упражнение «Детеныши».
Даны картинки с изображением лисы, дельфина, тюленя, льва и их детенышей.
Задание. Помочь мамам найти своих детенышей, назвать их правильно. Например: у лисы-лисенок.
2. Образование притяжательных прилагательных: упражнение «Чей, чья, чье?».
Задание. Придумать, как сказать иначе: клюв вороны-…вороний, рог барана-…бараний.
3. Образование относительных прилагательных: упражнение «Скажи какой».
Сказать иначе: сок из груш -…грушевый, салат из крабов -…крабовый.
4. Наблюдения за словообразовательными связями слов: упражнение «Слова одной семейки».
Задание. Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка).
Как называют человека, который лови рыбу? (рыбак).
Упражнение «Четвертый лишний».
Послушать ряд слов. Определить, какие из них слова-родственники (слова одной семейки? Какое слово лишнее? Вспомнить другие слова-родственники из этого ряда.
Образец: труд, трубка, трудный, трудиться.
Рассмотренные выше задания позволяют при закреплении звука одновременно развивать у дошкольников предпосылки письменной речи, т. е. - функциональный базис письма. Таким образом, разумно подобранные домашние задания позволят в ходе коррекции звукопроизношения проводить профилактику дисграфии, не увеличивая при этом объема самих заданий и не создавая для ребенка дополнительной нагрузки.
Список использованной литературы:
1. Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника (9 книг). М., 2009.
2. Косинова Е. М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. М., 2005.
3. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их появления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Спб., 2004.
4. Лопухина И. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. Пособие для логопедов и родителей. М., 1995.
5. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. СПб., 2006.