Ахметова Лариса
Консультация для родителей «Когда начинать беспокоиться, чтобы предотвратить нарушения речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему: «Когда начинать беспокоиться, что бы предотвратить нарушения речи»
Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.
Согласно исследованиям, на проблемы с речью у дошкольников жалуются 40–50% родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Когда начинать беспокоиться, чтобы предотвратить нарушения речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни.
Будущие нарушения в развитии речи можно выявить уже в первые месяцы жизни. Педиатры определяют задержку речевого развития по следующим признакам:
• к концу первого месяца жизни ребёнок не кричит, когда испытывает дискомфорт;
• в четыре месяца не отвечает улыбкой на ласковые слова и взгляды;
• к пяти месяцам не произносит отдельные звуки, не ищет глазами вещи, на которые ему указывают;
• в семь месяцев не произносит отдельные слоги;
• в девять месяцев не говорит простейшие слова из повторяющихся слогов: «мама», «папа», «ляля»;
• к десяти месяцам не осваивает речевые жесты — кивок и мотание головой, не машет ручкой на прощание;
• к году не освоил ни одного слова, не реагирует на простые просьбы: «иди сюда», «дай игрушку»;
• к двум годам не может указать на предмет, о котором его спрашивают, не различает понятия «большой — маленький».
Диагноз «задержка речевого развития» ставится только детям старше двух лет.
Если ребёнку диагностировали ЗРР, ему необходима комплексная поддержка специалистов:
• Отоларинголог проверит слух: возможно, малыш плохо слышит, поэтому и не учится говорить.
• Невропатолог установит, нет ли органических повреждений центральной нервной системы и коры мозга. По статистике у 95,5% детей дошкольного возраста с проблемами развития речи также есть проблемы по части неврологии.
• Психолог выяснит, в каком состоянии находятся психика и интеллект ребёнка, при необходимости направит к логопеду, коррекционному педагогу или психиатру.
• Логопед проведёт диагностику и подберёт упражнения для развития речи.
Отставание в речевом развитии приводит к тому, что кругозор ребёнка не расширяется, поскольку он не задаёт вопросов. Детям с плохо развитой речью труднее воспринимать абстрактные понятия, обобщать, сравнивать и анализировать. Они испытывают трудности с усидчивостью и вниманием — им трудно исполнять словесные инструкции. Кроме того, проблемы с речью возводят стену между ребёнком и окружающими людьми — он становится замкнутым, обидчивым, неуверенным в себе. В запущенном виде нарушения речевого развития могут стать причиной нарушений мышления. Поэтому чем раньше будет оказана помощь, тем лучше.
Профилактика проблем с речью дошкольников
Общайтесь.
Самое простое и эффективное, что вы можете сделать, чтобы у ребёнка не было проблем с речью, — разговаривать с ним. С первых дней его жизни. При этом общение не должно сводиться к однообразным бытовым функциям: «иди поешь», «пора спать». Обсуждайте всё, что происходит вокруг, подробно отвечайте на любые «почему» и спрашивайте сами, рассказывайте истории, шутите. От того, как вы общаетесь с ребёнком, во многом зависит, как он будет строить отношения с людьми всю жизнь.
Чтобы у малыша хорошо формировалась речь, необходимо говорить с ним:
• грамотно, чётко, разборчиво и с расстановкой;
• простыми законченными предложениями;
• периодически повторяя новые слова, чтобы ребёнку было легче их запомнить;
• с разными интонациями и темпом;
• выразительно, содержательно и логично.
Пока дети учатся говорить, они путают слоги и звуки или выдумывают заменители слов, которые им трудно произнести. Взрослых это обычно умиляет, и они начинают использовать «неправильные» слова в общении с ребёнком и даже между собой. Этого делать не рекомендуется: ребёнок может так и привыкнуть говорить, а переучиться будет трудно. Ругать малыша за ошибки, конечно, не стоит. Не перебивая, мягко поправляйте его каждый раз, и он научится говорить правильно.
Развивайте мелкую моторику.
Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с речевыми участками коры мозга. Поэтому развитию речи помогают пальчиковая гимнастика, игры с конструктором и бизибордами, лепка из пластилина, рисование пальцами, сборка пазлов и другие развивающие занятия.
Играйте в коррекционные игры.
Есть много весёлых способов развить речевой аппарат. Например, гимнастика для языка, когда кривляться не только можно, но и нужно! А ещё свистульки и мыльные пузыри — узнайте у логопеда, как можно использовать их с пользой. Кроме того, есть сотни забавных упражнений на произношение разных звуков, которые ребёнок с удовольствием будет повторять за вами.
Читайте художественную литературу.
Дети, которым с младенчества читают книжки, легко овладевают грамотной речью. Слушая сказки и стихи, ребёнок усваивает готовые языковые формы, воспринимает словесные образы и знакомится с новыми понятиями. В результате его речь становится чище, богаче и выразительнее.