Наталия Приданцева
Консультация для родителей «Как учить письму в 3–4 года»
▼ Скачать + Заказать документы
Вы помните, как Ваш малыш впервые взял в руки карандаш и попытался нарисовать свои первые каракули? От первых самостоятельных попыток черкания до осознанного письма ребёнок проходит долгий и трудный путь. Ведь умение писать зависит не только от мышечной силы пальцев рук и способности удержать карандаш.
В процессе письма ребёнок совершает тонкие осознанные движения, которые зависят от развития:
- осязательного восприятия (кожной чувствительности пальцев рук). Проводя линию, ребёнок получает информацию об ощущениях и движениях своей руки, и это даёт ему возможность корректировать их;
Публикация «Консультация для родителей „Как учить письму в 3–4 года“» размещена в разделах
- мелкой моторики (тонких движений пальцев рук). К 3,5 – 4 годам малыш пытается удерживать карандаш уже не кулачком, а пальцами. При этом одна рука помогает другой. ;
- зрительно – моторной координации. Ребёнок следит за направлением движения карандаша, чтобы корректировать свои действия;
- способности к узнаванию предметов различной величины, формы, цвета;
- представлению о пространственных категориях («верх» - «низ», «право» - «лево»).
Чтобы понять, насколько Ваш ребёнок готов к обучению письму, ориентируйтесь на нормативные параметры развития.
Ребё нок 3 - 4 лет:
-строит башню из 9 кубиков;
-строит мост из кубиков по образцу;
-делает ворота из кубиков по образцу;
-узнаёт и называет 4 геометрические фигуры;
-правильно вкладывает 6 геометрических форм в доску с прорезями;
-правильно размещает 4 фигуры основных цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый) на фоне соответствующего цвета;
-за 30 секунд складывает 10 пилюль, изюминок, витаминок в бутылочку с узким горлышком,
-лепит шарик из пластилина;
- копирует окружность;
-рисует крест по образцу;
-чертит ромб;
-копирует квадрат;
-рисует «человечка» из двух частей, узнаёт человеческую фигуру в незавершённом рисунке;
-добавляет 3 элемента к неоконченному изображению человека;
-имитирует пишущие движения.
Занятия будут намного эффективнее, если вы воспользуетесь следующими рекомендациями:
-Не превращайте занятие с ребёнок в назидательный урок. Пусть учение для него будет увлекательной игрой.
-Постарайтесь заниматься с малышом систематически: так ему будет легче закрепить полученные навыки.
-Обязательно хвалите и подбадривайте ребёнка, отмечайте его старание и успехи.
-Помните, что занятия должны длиться не более 20 минут в день, в утренние часы или вечерние (после дневного сна).
-Не занимайтесь с малышом, если он плохо себя чувствует или устал.
Не торопите ребёнка во время выполнения задания.
-Если ребёнок не справился с упражнением, предложите ему аналогичное задание.
-Не переходите к сложным заданиям, если малыш не справился с простым.
-Поощряйте ребёнка, если он хорошо справился с заданием. Шоколадная «золотая» медалька или прогулка поднимут будущему ученику настроение и укрепят уверенность в своих силах.
Как подготовить руку ребёнка к письму?
I Игры с пипеткой способствуют развитию зрительной координации, мелкой моторики и мышечной силы пальцев ребёнка.
ВАРИАНТ 1.
Приготовьте пластмассовый поднос со следующим набором предметов:
-пузырёк с водой, подкрашенной свёкольным или морковным соком;
-блюдце;
-пипетка;
-тряпочка для вытирания капель воды.
Поставьте поднос на стол перед ребёнком. Обхватите его руку своей и покажите, как набирать в пипетку подкрашенную воду. Затем установите руку ребёнка над блюдцем и вылейте воду из пипетки, сжимая её колпачок. Следите за тем, чтобы малыш сжимал колпачок пипетки тремя пальцами.
ВАРИАНТ 2
Когда ребёнок научится набирать и выливать воду пипеткой, игру можно усложнить. Вместо блюдца приготовьте форму с ячейками для заморозки воды. Предложите малышу пипеткой набирать воду из пузырька и заполнять ячейки. Сжимая и разжимая ячейку, ребёнок тренирует пальцы. Приучайте малыша к аккуратности, не забывайте напоминать ему, чтобы он вытирал тряпочкой воду, которая неизбежно прольётся на поднос.
II Рисуем пальцами.
Прежде чем ребёнок попробует рисовать карандашом, можно научить рисовать и писать пальцем по крупе. Малышу гораздо легче контролировать движения собственного пальца, чем карандаша. Кроме того, ему нравятся приятные тактильные ощущения, возникающие от соприкосновения с рукой. Возьмите яркий однотонный пластмассовый поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (манную, пшеничную, гречневую). Проведите пальцем ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия.
Когда рисунок закончен, просто «сотрите» его с крупы ребром ладони (движением из стороны в сторону, и можно снова продолжать рисовать. Придумайте вместе с ребёнком, что можно изобразить на этом самодельном «волшебном» экране!