Андреева Ариша Сергеевна
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить,
что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед
поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста.
И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности
ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается
мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая
моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности,
прививается любовь к труду.
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах
Готовность к школе подразделяется на физиологическую,
психологическую и познавательную. Все виды готовности должны
гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в
полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе,
общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
• Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в
школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно
проходить образовательную программу. Физиологическая готовность
подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации
движения). Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку.
А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать
и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная
поза за столом, осанка и т. п.
• Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект, включает в себя три компонента:
интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоциональноволевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает :
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
(речь о них пойдет ниже) ;
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как
пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он
должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со
сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а
при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из
проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет
взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно
реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что
– плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу,
внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он
должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если
таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по
душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени
внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на
посторонние предметы и дела.
• Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен
обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится
для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в
шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцатитридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью
воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека
и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота
реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите
правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть
в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика
• Цифры от 0 до 20.
• Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: «+», «-», «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева,
вверху, внизу, над, под, за и т. д.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и
т. п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,
«Суп горячий, а компот…» и т. д.
• Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку,
кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать
силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор,
идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и из серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья,
грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих
птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих
родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Тренируем руку ребенка.
Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и
пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не
было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку,
запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться,
но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами,
что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять
опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной
линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить
ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать
аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.
Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень
нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Кроме
этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования,
штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое
дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не
имеет. Для этого нужны определё нные условия: ничто не должно его
отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее
место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё
необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши,
подобрать соответствующий листок и т. д. В результате, ребёнок теряет
интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело
незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если
ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем
требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с
ответственностью относится к ней.
С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы,
начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с
радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в
школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое
плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте
ребенку другом, советчиком, мудрым наставником.