Светлана Черняева
Консультация для родителей «Использование русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним пестушки, потешки, прибаутки, у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.
Как же влияет устное народное творчество на детей?
Использование малых фольклорных форм в общении и в занятиях с ребенком раннего возраста способствует:
– развитию речевой среды;
–развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;
–расширению словарного запаса;
–формированию и развитию связной речи;
–развитию образности речи детей;
–формированию чувства ритма и рифмы, интонационной выразительности речи;
–формированию творчества, самостоятельности мысли детей, их нравственному развитию;
– развитию воображения, обогащению и развитию эмоции.
Игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек, поэтому дети с большой охотой играют, просят прочитать потешку или показать понравившуюся игрушку. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать, во время умывания, во время еды, бодрствования. В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. При обучении детей одеваться после сна, потешки делают процесс одевания и раздевания приятным. Приучая детей мыть руки, лицо, чтобы вызвать положительные эмоции, радостное настроение, процесс умывания сопровождают такой потешкой как:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления, и во время одевания детей. Для того чтобы было легче запоминать потешки, их сопровождают рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр. В потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.
Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной рекомендуют использовать народные песенки – потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивает воображение и активизирует мыслительную деятельность малыша. Всё это сопровождаю наглядным показом. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.
Помимо потешек и прибауток большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.
Знакомя детей с фольклором в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу: объяснять непонятные слова, выражения, осваивать новые слова, рассказывать о назначении предметов, обозначенных этими словами, рассматривать иллюстрации.
По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.
Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
В устном народном творчестве, как нигде, сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с потешками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развивает их связную речь. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В фольклоре оцениваются жизненные позиции, человеческие недостатки, восхваляются положительные качества, воспитывается уважение к труду, восхищение творением человеческих рук. Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей.