Лазарцева Елена Вячеславовна
Консультация для родителей «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей
Использование малых фольклорных форм в развитии связной речи детей
Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка. Он открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нужна живая речь.
Работу по этому разделу начала с младшей группы.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Заметив интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, решила, что они помогут «разговорить детей». Занималась с детьми, как на занятиях, так и в свободное время. Знакомство малышей с устным народным творчеством начала с потешек, с колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я укладывала куклу или мишку спать. Брала на руки и начинала петь ласково и выразительно, не забывая покачивать:
Баю, баю, баю – бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку, показывала, как лает собачка Белолоба. Дети дружно просили ее: «Ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули». После таких обыгрываний, малыши быстрее запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Старалась использовать малые фольклорные произведения в разные режимные моменты.
Подготовка к обеду и обед:
«У нас много ребят, все по стульчикам сидят,
кашу маслену едят».
---
«Я состряпаю калач, коровушку подою, ребят молочком напою. Всем дает здоровье молоко коровье».
Во время умывания:
«Из колодца принесла курица водицы,
и ребята побежали мыться».
---
«Чистая водичка моет Саше личико,
Танечке –ладошки,
А пальчики –Антошке».
Одевание:
«Раз, два. Три, четыре, пять, собираемся гулять».
---
«Наша Таня маленька,
На ней шубка аленька».
Игра, прогулка и. т. д.
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Вовочка хороший,
Вовочка пригожий!»
---
«Ну, а теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно».
Следующим этапом было знакомство детей с потешкой – особым видом малого фольклорного жанра. В потешке всегда действуют один или два персонажа. Кроме того, потешка – художественное произведение, с образным восприятием героев – и лисы, и зайца, и волка, и медведя. Потешка раскрывает характер героя: лиса – хитрая, волк – сердитый, медведь – сильный, белка – хлопотунья.
Какие же потешки мы с детьми заучивали? Это: «Лиса по лесу ходила», «Тень – тень – потетень», «Огуречик, огуречик», «Водичка – водичка» и много других.
Дети взрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим обыграть. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, ежик и т. д. в зависимости от того, о ком потешка. Конечно, далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом они относились к нашему «маленькому театру»! В нем появились свои «звезды». Например, никто лучше Маши и Юли не могли сыграть роль веселых гусей, из Насти получилась прекрасная Кисонька – мурысонька, а из Ромы – медведь. Но главное это то, что любой ребенок в группе мог заменить другого и сыграть его роль. Даже очень застенчивые и неуверенные в себе дети научились выступать перед своими товарищами.
Сюжеты подбирала самые различные. Это потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными, олицетворяющие природу, построенные на парадоксе, раскрывающие нравственно – этические категории, имеющие прямое обращение к ребенку по имени, а так же тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми.
В свободное время начали учить с детьми заклички. Это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой людей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклички интересны как детям младшего, так и старшего возраста. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок вступает с ними в контакт: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождь»; гром – пожалеть дом, не пугать коней, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщок, дать огуречик. Чудесные свойства явлений природы даны в закличке, как перечисление той благодати, тех даров, каких от них ждут и какие они действительно несут.
Дары эти близки и желанны детям: и золотистая рожь, и шелковая трава, и красная рябина, и лесные орехи, и лен, и ягоды, и раздолье луга, и богатство лета. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживания, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем, заложены в самом строе стиха:
в волнообразных повторах, в смене картинок – просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании
каждой строчки, каждого слова.
«Ах ты, радуга – дуга,
Ты высока и туга».
«Гром гремучий, Тресни тучи…».
«Дождик, дождик пуще,
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку!».
Все явления природы имеют ласковые имена: солнышко – колоколнышко, золотое донышко; весна – красна, красное летечко, заря – заряница, красная девица и. т. д.
При первом же знакомстве с пословицами и поговорками встретились трудности. Оказалось, что дети испытывают затруднение в понимании пословиц и поговорок, т. е. они могут воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословиц остается для детей закрытой.
Возникала ситуация не на содержание всей пословицы, а только на какое – то отдельное слово, а это мешает перейти к обобщенному образу. Например, «Едет Емеля, а ждать его неделю», «Бедному Ванюшке везде камушки». Прослушав пословицы, дети говорили: «Это про Емелю, он щуку
поймал», «Емеля на печи лежит и к царю ехать не хочет». «Ванюшка идет по дороге, а ему под ногами одни камни», «Когда не было игрушек, тогда дети играли с камушками».
Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени иносказательности. Некоторые поговорки очень понятны, они не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно», «Играй, играй, да дело знай». Тут не нужно никаких разъяснений. Другие - имеют прямой и переносный смысл: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Третьи - имеют только иносказательный, переносный смысл, например: «Назвался груздем, полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи его до конца,
принял решение – действуй.
Я собирала материал так, чтобы обучение велось от простого к сложному, т. е. от понятных пословиц и поговорок к более сложным. Для этого были подобраны пословицы всех трех категорий с единым смыслом и применялись в момент действия ребенка. Вот ребенок охотно взялся за дело, но быстро к нему остыл и готов бросить его. Подхожу к нему и говорю: «В народе говорят: дело заделано (начато) – надо доделывать» (нет иносказательности). Или еще говорят: «Затянул песню, так веди до конца» (имеет прямой и иносказательный смысл).
- Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?
Чтобы ребенок закончил дело, помогаю ему и, работая вместе с ним, нахожу повод сказать:»
- Назвался груздем – полезай в кузов (полное иносказание).
Очень важно, чтобы пословицы и поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, размышлением, утверждением и. т. д., а также сопровождались жестами и мимикой. Например, когда дети отвлекаются от дела разговорами, нужно произнести с сожалением: «Ой, ребята, у вас дела с вершок, а слов – мешок!», показать жестом, как мало дела и как много слов.
На занятиях и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание уделяла русской народной сказке. Сказка – дорогой гость, как у малышей, так и у детей старшего возраста. Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Волк и козлята» и др. Сказки старалась не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети младшего возраста быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза и др. Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать