Любовь Панкратова
Консультация для родителей на тему «Фонематический слух — основа правильной речи»
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом. Практически, мы не говорим о фонематическом слухе касательно взрослых, поскольку это и так подразумевается, но детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха припадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой
для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения
ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а
то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла»
превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в
«мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе
при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха
читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют
их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем,
что дети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др.
2 Игровые приемы развития фонематического слуха.
В норме к пяти годам дети способны определять на слух наличие или
отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать
слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Чтобы интерес к звукам и словам не пропал у детей, необходимо вовлечь их в
интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать
следующие задачи:
ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже,
бывают длинные и короткие);
умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук;
умение различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные;
умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно;
формирование умения правильно произносить звуки и слова;