Урядова Анна
Консультация для родителей на тему «Цвет в рисунках детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему
Основные выразительные средства живописи - цвет и линия. Через овладение языком цвета, более доступным ребенку, чем язык формы, линии и объем, открывается многообразие и смысловая наполненность живописных образов. Цвет выражает настроение и отношение автора к изображаемому, несет в себе эмоциональную характеристику художественного образа. К 6-ти годам ребенок уже вполне способен овладеть символическими значениями цвета : светлые, яркие краски передают веселое настроение, радость, удивление и восхищение; темные - грусть и печаль.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Цвет в рисунках детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Развитию цветовосприятия способствуют :
• рассматривание произведений искусства и беседы по их содержанию и эмоциональной направленности (Какое настроение у героя картины? Чему он рад? Почему небо такое темное?.);
• задания изобразительного плана, направленные на передачу эмоциональной характеристики героев (например, "Дворец Снежной королевы", "Золушка едет на бал в прекрасном платье"); рисование беспредметных композиций, когда тема раскрывается только с помощью цвета (например, "Пасмурный летний день", "Золотая осень", "Холодная вьюга");
• наблюдение красоты цветовых отношений в природе.
Дети очень любят экспериментировать с цветом - получать новые цвета и оттенки. Чтобы повысить их интерес к этому процессу, познакомьте детей подробнее с особенностями цвета. Так художники выделяют три основных цвета : желтый, красный, синий. Именно при смешении этих цветов можно получить новые цвета, которые называют составными:
• красный + желтый = оранжевый
• желтый + синий = зеленый
• синий + красный = фиолетовый
Новые цвета художники получают на палитре, которой может стать и крышка от акварельных красок, и блюдце, и даже обычный лист плотной бумаги. Единственное требование к палитре, чтобы она была белого цвета. А с помощью белой краски можно получить такие оттенки, как розовый, голубой, салатовый, серый.
Чем больше ребенок будет экспериментировать с цветом, тем ярче и насыщенней будут его творения.
Для поддержания интереса к использованию в рисунке различных цветовых сочетаний можно предложить детям игровые задания:
ПЕННЫЙ ЗАМОК
В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно.
"Картинка из разноцветных стеклышек"
Черным фломастером нарисовать любую картинку, не закрашивая деталей. Затем раскрасить все предметы внутри черного контура. Можно использовать не только гуашевые или акварельные краски, но и цветные карандаши, пастельные мелки (карандаши и мелки можно смешивать так же, как и краски; сначала раскрашивая одним цветом, а затем по нему другим.)
"Рисование восковыми мелками или свечой"
Такой способ издавна использовался мастерами. Суть его состоит в том, что краска скатывается с поверхности, на которой провели мелком или свечой. Берём большую кисть или тампон и наносим краску на лист. На цветном фоне появляется рисунок.
"Как понимать и ценить детские рисунки"
«Печатка»
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки. Печатки есть стандартные - фабричные, а можно сделать из ластика. Надо нарисовать на нём задуманное и срезать всё ненужное. Можно использовать любые предметы: пуговицы, кубики, стаканы, мыльницы, кусочки поролона и т. д. Печатка прижимается к подушечке с красками, а затем к листу бумаги. Получается ровный, чёткий отпечаток, затем его можно закрасить карандашами, фломастерами или дополнить изображение недостающими деталями.
1. "Идёт телепередача"
2. "Зайцы гуляют по лесу"
3. "Красивая поляна"
"Тампонирование"
Увлекательное занятие. Надо только сделать тампоны из поролона. Штемпельная подушечка будет палитрой. Наберём краски, и лёгким прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, прозрачное, лёгкое - воздушное (облака, сугробы, пушистых цыплят, снеговиков). Дети с удовольствием используют эту технику с техникой "Трафарет".
Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимается. Чудо! Чёткий и пушистый остался на бумаге зайчик, лиса, медведь и т. д.
"Монотипия"
Для этого нужна гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисовать что-нибудь (кляксу) на одной стороне листа, другую прижать к правой и разгладить. Откроем лист. Что получилось, угадай?
Вначале эту технику надо использовать для развития фантазии, воображения, чувства цвета, получения другого цвета при смешивании красок.
"Кляксография"
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё (или наклонять лист в разные стороны). Побежала она, оставляя за собой след. Можно добавить кляксу другого цвета. Пусть встретятся. На что это всё похоже? Подумай!
"Рисование по сырой бумаге"
Для рисования этой техникой нужна влажная салфетка и ёмкость с водой.
Намочим бумагу и поместим её на влажную салфетку (чтобы бумага не высохла, возьмём акварельный мелок или краску и нарисуем всё. Что угодно. Изображение получается расплывчатым, не имеет чётких границ.
1. "По небу поплыли облака"
Проведи по небу линию - и она волшебным образом превратилась в пушистого зверька, большую птицу и т. д.
2. "Аквариумные рыбки"
Встретились две дуги, а получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки.
А теперь проведём вертикальные линии, в воде заколыхались водоросли.
3. "Зайцы на поляне"
Провёл несколько линий, а увидел серенькую, пушистую шубку непоседы.
"Рисование восковыми мелками или свечой"
Такой способ издавна использовался мастерами. Суть его состоит в том, что краска скатывается с поверхности, на которой провели мелком или свечой. Берём большую кисть или тампон и наносим краску на лист. На цветном фоне появляется рисунок.
Вывод. Игры с красками - это увлекательный процесс, эксперимент. В результате, которого дети узнают многое о красках, цветах и его оттенках.
У детей развивается воображение и неординарное мышление, а самое главное дети получают огромный, положительный и эмоциональный заряд и желание что-то сделать своими руками.
Чем больше ребенок будет экспериментировать с цветом, тем ярче и насыщенней будут его творения. Детям интересно наше мнение, поэтому не забывайте похвалить их за интересные "творения". Побеседуйте о рисунке, выскажите свое мнение о нем ("Мне кажется, твой рисунок немного грустный. Посмотри, как много здесь загадочных холодных красок - синея, фиолетовая, голубая. Чтобы это могло значить?", "Твоя картина залита ярким солнечным светом, так и хочется улыбнуться, посмотрев на нее! Давай повесим ее дома, пусть и у других людей будет такое же хорошее настроение!")Такая эмоциональная характеристика рисунков важна не только для ребенка, но и для взрослого. В ходе беседы по содержанию картины вы, наверняка, узнаете что-то новое и интересное о ребенке — художнике.
Цвет в детском рисунке - это не простое копирование внешних признаков предмета. Это, прежде всего, передача личного эмоционального отношения к окружающему миру. Это открытая книга души ребенка, которую мы должны научиться любить и понимать…
Что такое живопись?
Это один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены предметов и явлений реальной действительности.
У каждого художника свой определённый набор красок, своя система их сопоставлений и смесей, или, как принято говорить, свои палитра, свой характерный цветовой строй картин, или колорит.
Живопись работает цветом. Цвет - её основное выразительное средство. Цветом художник передаёт свои чувства и мысли, цветом создают образ на плоскости, формы и объёмы растительных предметов.
По значению живопись делится на монументальную, станковую, декоративную, декорационную или театральную, миниатюру.
По содержанию - на жанры: бытовой, исторический, портрет, пейзаж.
В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.
Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.
А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.
Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
а) обсуждать с ребенком, а не его самого ( например: слабый, гениальный ребенок и т. д.)
б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т. д.)
г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение, свободное владение изобразительными средствами.
д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.
е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.
ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.
Дефектолог : Урядова А. Д.