ирина попелюх
Консультация для родителей на тему «Чувство ответственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ответственность не дается человеку с рождения. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия. Дисциплина и ответственность – разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности. Дисциплина подразумевает «обучение». По сути, это обучение правильной, эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисцип-линированными и ответственными.
Составляющие ответственности.
1. Понимание задачи – знание того, что нужно сделать.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Чувство ответственности“» размещена в разделах
Например, мы говорим: «Наведи порядок в своей комнате». А ребенок решает эту задачу по-своему. Для ясности нужно, чтобы родитель и ребенок вместе убирали детскую комнату.
2. Для согласия с поставленной задачей у ребенка должен быть выбор.
Чаще предлагайте ребенку альтернативу: «Ты соберешь игрушки или разберешь книги на столе?» «Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?»
Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.
3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия
Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению, развивать систему бонусов и т. д.
Три уровня воспитания ответственности
1. Ребенок в качестве помощника
Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в мо-ральной поддержке и присутствии взрослого. Хорошо бы вместе накрыть стол, убрать игрушки и т. д.
2. Ребенок нуждается в напоминании и контроле
Дети, играя, могут забыть что-нибудь. Необходимо напомнить им об их обязанностях без раздражения и недовольства.
3. Ребёнок выполняет задания самостоятельно.
Ребёнок, выполняя всю работу, больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – начальная цель воспитания ответственного человека.
Условия развития чувства ответственности.
1. Самоуважение.
Дети нуждаются в положительной самооценке. Если они верят в то, что способны, ответственны, им легче справиться с какой-либо задачей.
2. Разумные ограничения.
Ограничения рождают у детей чувство защищённости, позволяют вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.
3. Условия развития ребёнка.
Развитие ответственности – длительный процесс. Родители должны позволить ребёнку быть самостоятельным, помочь развить ему свои способности. А быть самостоятельным - значить осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.
Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребёнок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него. Для этого:
поймите природу своих притязаний, определите свои цели;
учитывайте возрастные особенности ребёнка;
принимайте в расчёт особенности характера;
оценивайте опыт ребёнка, не спрашивайте то, чему его не учили.