ирина скомаровская
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольни ка?
• Вашему малышу доступны различные формы общения: диалогическая и монологическая речь, контекстная и ситуативная.
• Общайтесь с малышом ежедневно, обсуждайте его жизнь дома и в детском саду.
• Разучивайте с крохой небольшие стихотворения, читайте сказки и короткие рассказы, обсуждайте прочитанное.
• К шести годам процесс фонемообразования у ребенка заканчивается, и он правильно произносит все звуки родного языка.
Публикация «Консультация для родителей „Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой. В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с'], [з'], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р]. [р'], [л], [л'].Если ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования.
К четырем годам в словаре у вашего ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р], [р'], [л], [л'], а вот звуки [с], [з], [с'], [з'] ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Малышу доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, а рассматривая знакомые книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали.
К пяти годам уже и звуки [ш], [ж], [щ] произносятся правильно. Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т. п., не путают звуки [с] — [ш] и [з] — [ж] в речи. Например, пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:
• миска — Мишка;
• маска — Машка;
• каска — кашка;
• соска — шашка;
• пасу — пишу;
• коза — кожа;
• роза — рожа;
• лизать — лежать.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком». Он скажет верно: «Я рисую карандашом и ручкой». Он не скажет: «Пять карандашов», а употребит верную форму: «Пять карандашей». Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит: «Чашка упала от стола», а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок. Так же легко он перескажет содержание просмотренного мультфильма или спектакля, прочитанного воспитателем в детском саду рассказа. Он уже знает и помнит много стихов, умеет отгадывать загадки и, главное, объясняет, что помогло ему отгадать загадку.
К шести годам процесс фонемообразования у нормального развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. История типа «Сам себе логопед» сродни истории «Сам себе хирург». К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Проверьте себя и состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.
• Сова, коса, пес. На суку сова. Под скамейкой собака.
• Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.
• Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.
• Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.
• Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.
• Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
• Жук, ножи. Жук жужжит. Жаба в луже.
• Щенок, вещи, лещ. Щенок тащит щетку.
• Чай, бочка, ночь. Бочка у печки. Печка из кирпича.
• Яма, майка, лай. У Майки новая лейка.
• Лапа, колобок, пол. На полу лужа. У Володи лопата.
• Лес, поляна, соль. В лесу лиса. Лена ела малину.
• Рыба, марка, забор. Рома красит забор. У забора помидоры.
• Река, моряк, букварь. У Ирины мандарины. Гриша соберет под березой грибы.
Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.
Литература
1. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – СПб., 2015
3. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. - СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.
5. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб., 2004.