Елена Сергеевна Берстенева
Консультация для родителей «Музыкотерапия в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКОТЕРАПИЯ в жизни дошкольника
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни
Публикация «Консультация для родителей „Музыкотерапия в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки (словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка
способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней
Греции и других странах.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные
упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду,
улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно
влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения,
от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано
успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Если
верить библейской легенде, царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на
арфе.
Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс.
Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психологического состояния человека на производстве, в школе, в вузах, а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.
Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим
действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, "Болеро" Равеля, "Весна
священная" Стравинского с их возрастающим ритмом. Эти произведения оказывают
наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми. Правда, воспитание
музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для опытного подбора
мелодий.
"Каприс № 24" Паганини в современной обработке, наоборот повышает
тонус организма, настроение. Музыка, отвлекающая внимание от неприятных
образов, способствует концепции внимания. Уравновешиванию нервной системы
способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года"
Чайковского, "Лунная соната" Бетховена.
Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на
психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным
окружающим фоном.
Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись к проблеме
музыкотерапии лицом в должной степени, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать "звучащее" лекарство самостоятельно.
Цель занятий с использованием музыкотерапии : создание положительного
эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности); стимуляция
двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений,
восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой
функции.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и
речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства
ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения
самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение - чтение под музыку, сочетание музыки и изо деятельности.
Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми подводит к следующим выводам:
1. Использовать для прослушивания только то, произведение, которое нравится
детям;
2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не
должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;
3. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в
течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Музыка для свободной деятельности детей:
Бах И. «Прелюдия до-мажор», «Шутка»
Брамс И. «Вальс»
Вивальди А. «Времена года»
Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
Мусоргский М. «Картинки с выставки»
Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик»
Шопен Ф. «Вальсы», Штраус И. «Вальсы»
Детские песни:
«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)
«Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников)
«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)
«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)
«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)
«Где водятся волшебники», «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего
двора» Ю. Энтин, М. Минков)
«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский,
Б. Савельев)
«Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков)
«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)
«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)
«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю. Энтин, Е. Крылатов)
«Танец маленьких утят» (французская народная песня)
Музыка для пробуждения после дневного сна:
Боккерини Л. «Менуэт»
Григ Э. «Утро»
Лютневая музыка ХYII века
Мендельсон Ф. «Песня без слов»
Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»
Сенс-санс К. «Аквариум»
Чайковский П. И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»
Музыка для релаксации :
Бетховен Л. «Лунная соната»
Глюк К. «Мелодия»
Григ Э. «Песня Сольвейг»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Римский-Корсаков Н. «Море»
Сен-Санс К. «Лебедь»
Чайковский П. И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»