Татьяна Трясцина
Консультация для родителей «Музыкальная одаренность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание и развитие одарённых детей является главной задачей образовательных учреждений в сфере культуры и науки.
Не секрет, что обнаружить у ребёнка те или иные способности в раннем возрасте является хорошим стимулом для родителей воспитанников развивать эти способности и в дальнейшем.
При определении музыкальной одарённости у дошкольников перед музыкальным руководителем ставятся такие задачи, как:
Публикация «Консультация для родителей „Музыкальная одаренность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
-подбор методов и приёмов для развития музыкальных способностей;
-реализация творческого потенциала музыкально-одарённых детей.
Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида, в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т. е. способность ее переживания.
Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.
Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности :
1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.
В раннем возрасте дети часто проявляют интерес к понравившимся им музыкальным композициям, подпевают или пританцовывают. Но это не означает, что ребенок музыкально одарен. Как правило, в раннем возрасте дети проявляют повышенный интерес к узнаваемой музыке.
Для выявления музыкальных способностей требуются постоянные наблюдения. Одним из методов таких наблюдений является диагностика музыкальных способностей. С помощью диагностики можно увидеть уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, желание музицировать, петь; в игре - проявление инициативы и креативности;при слушании музыки - определение характера звучания, формы (2-х и 3-хчастной формы).
В детском саду для детей с высоким уровнем музыкальности организована дополнительная работа,или работа с одарёнными детьми.
Такая работа предполагает:
-участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
-подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Причём музыкальный материал для детей с высоким уровнем одарённости не обязательно должен быть сложнее, скорее вариативным и разносторонним.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Поэтому при переходе детей из детского сада в начальную школу, музыкальный руководитель даёт рекомендации родителям таких детей.