Зайцева Елена
Эссе «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №54 «Золотой ключик»
ЭССЕ
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно»
А. С. Макаренко
Подготовила:
Зайцева Елена Владимировна
Речь к презентации
Публикация «Эссе „Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно“» размещена в разделах
1. Зачитывается высказывание А. С. Макаренко – «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно». – Из всех предложенных высказываний А. С. Макаренко, мне захотелось взять именно это и порассуждать на эту тему через имеющийся педагогический и жизненный опыт, и вот что получилось.
2. «Все мы родом из детства», - заметил знаток человеческой души, писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Все наши радости и страхи тоже родом из детства. Именно в самом нежном возрасте закладывается основа нашего мировосприятия, а значит, и нашей дальнейшей жизни. Счастье тоже родом из детства. Если мы задумаемся о том, что нам вспоминается о своём детстве, что снится во снах о себе маленьком? Счастливые люди наверняка вспоминают добрые руки мамы, волшебные огоньки на ёлке, любимые игрушки, ощущая при этом себя самым счастливым человеком на свете. (фото). Но есть, к сожалению и те, кто вспоминает страх, боль, обиды. Как же можно подарить ребёнку счастливое детство, а значит в будущем и счастливую жизнь? Я уверена, что огромную роль в этом играют как родители, так и педагоги, находящиеся рядом с ребёнком на протяжении длительного времени.
Родился человек! Сколько счастья подарил он своим появлением маме и папе! Пока он тихонечко спит, привыкая к своему земному существованию, и не догадывается, что этот день станет его ежегодным праздником. (фото) Малыш начнёт подрастать, и очень-очень скоро мама испечёт торт и зажжёт на нём первую в жизни ребёнка праздничную свечу. И малыш, надувая щёчки, будет учиться задувать её. (фото). Потом у него появятся первые друзья, и он захочет пригласить их на свой праздник. А однажды мама спросит у него: «Как ты думаешь, какой самый лучший день в твоей жизни? Может быть, день, когда ты отправился в цирк? А может быть, когда первый раз ты встретился с Делом Морозом? Подумай! Так вот оказывается, какой самый лучший день в твоей жизни – это день твоего рождения! И с этого момента день рождения станет самым лучшим днём в году! Днём, когда к тебе приходят твои друзья, когда тебе дарят подарки. Днём, когда пекут самый вкусный торт в мире и зажигают свечи! Было бы очень здорово сохранить это ощущение счастья на долгие годы. На мой взгляд, семейная традиция празднования дня рождения может сделать семью прочной и дружной и продолжаться в следующих поколениях
Также хорошей традицией и воспитательным моментом будет поздравление в коллективе, что способствует умению радоваться за другого, учиться желать человеку разных благ, формулировать свои пожелания и высказывания в адрес виновника торжества.
Из своего опыта хочу заметить, что это замечательная традиция, к которой привлекаешь детей, стараешься развить и воспитать в них хорошие человеческие качества. Сначала я думала, что детям младшего возраста будет трудно формулировать и высказывать свои пожелания в адрес другого человека, но затем, когда это вошло в систему, я к своему удивлению заметила, что дети 3-4-х летнего возраста и старше, начинают строить правильные предложения, высказывают пожелания и при этом радуются. Мы создавали альбомы с фотоснимками и стихотворениями на данную тематику, снимали видео, потом вместе смотрели. Очень здорово, когда это превращается в хорошую привычку.
3. «Как прекрасен этот мир…»
(зачитываю) В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Дети воспринимают мир иначе, нежели взрослые. Как прекрасно, если детское умение видеть красоту и радоваться ей удаётся сохранить взрослым. Тогда всё, за что бы человек ни взялся, будет освещено этой радостью и благодарностью. В первые годы детской жизни душа ребёнка так нежна, так впечатлительна, так беспомощна… В это период жизни она открыта впечатлениям и ничем не защищена, всё может стать её судьбой, всё может навредить ребёнку, или наоборот, всё то светлое, любовное, духовное, что детская душа получает в эту первую эпоху, - приносит потом обильный плод в течение жизни. Надо сделать так, чтобы в душу ребёнка проникало как можно больше лучей любви, радости. Здесь надо не баловать ребёнка, не потакать его капризам, не изнеживать его и не топить его в физических ласках, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его умиляло и радовало всё то, что есть в жизни – от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости, сжимающей сердце, до прелестной бабочки.
Я считаю, что большую роль в воспитании счастливой полноценной личности играет именно нравственное и духовное воспитание. В настоящее время многие родители ориентируют своих детей на престижное образование и готовы платить огромные суммы, только бы их ребёнок получил его, став дипломированным специалистом, даже если у него нет ни склонности, ни способности к этому. В таком случае они забывают о том, что в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное обогащение ребёнка, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. (фото) Необходимо совмещать процесс образования с совершенствованием духовного развития человека, научить видеть вокруг себя прекрасное, ценить это. И начинать это делать необходимо ещё до рождения ребёнка, прививая вкус к прекрасной музыке, к поэзии и живописи. Необходимо выбирать самое лучшее, самое красивое, самое доброе и самое светлое. Родители ещё до рождения могут приучить ребёнка к прекрасной мелодичной музыке, тем более, что именно такую музыку неродившиеся младенцы воспринимают с большим удовольствием. (Фото)
4. «Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» А. С. Макаренко
И наша задача, как родителей, так и педагогов – увидеть, заметить в ребёнке то незримое сплетение дарований, которыми он обладает и помочь выбрать в жизни правильный путь. Все мы знаем, что неспособных детей не бывает. Каждый ребё нок проявляет себя по-своему: один рисует диковинные узоры, другой сочиняет стихи, третий замечательно танцует, четвёртый целыми днями поёт (фото с детьми в деятельности). Кем станут эти дети? Каким видится будущее детей их родителям? Дети – как закрытые бутоны. Мы так мечтаем увидеть цветы распустившимися, а детей – способными и талантливыми. Сначала большое влияние оказывает семья, позже огромное значение в жизни ребёнка имеет общение с педагогом. Если это педагог по призванию, по зову души, то он сможет увидеть способности ребёнка и поможет им раскрыться. Благодаря именно искусству педагога таланты детей могут быть замечены и раскрыты на радость людям и самого ребёнка. Но из-за неправильного воспитания они могут быть использованы так, что принесут только зло и разрушение, либо будут просто загублены. (фото).
Я считаю, что наша педагогическая задача состоит в том, чтобы донести до детей мысль: счастье можно получить, когда даришь его не только самому себе, но и другому человеку, когда делаешь добрые дела, счастливые сюрпризы. (фото)
5 «Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создаёт величайшие человеческие ценности» А. С. Макаренко
Именно этими словами Антона Семёновича Макаренко я бы и хотела закончить своё выступление. Думаю, что наша задача, задача взрослых – сделать так, чтобы детей не покидала уверенность в том, что мир создан для того, чтобы всё было хорошо; сделать его разнообразным, радостным, вкусным и разноцветным (фото).
(В конце выступления разные фото под песню «Куда уходит детство»)
В заключение мне бы хотелось раздать советы- напоминания «Как правильно воспитывать ребёнка», может быть кому-то они и пригодятся.