наталья крамарева
Консультация для родителей «Можно ли обойтись без наказаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Допустимы ли физические наказания?Нет, никогда! Прибегая к физической силе родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному решению проблем. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
Публикация «Консультация для родителей „Можно ли обойтись без наказаний“» размещена в разделах
5 причин отказа от телесных наказаний :
- это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения;
- это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка;
- это делает насилие чем-то обычным. Взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность. что ребенок освоит это правило и, в свою очередь. будет выбирать формы поведения, связанные с насилием;
- это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки;
- это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.
Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?
К педагогически оправданным наказаниям относятся :
- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- выговор - серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись : просмотр любимых телепередач, лакомств др., но важно, чтобы он понял, за что наказан.
Нужно внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребенка. Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями,и которые известны ребенку.
Шесть основных принципов,опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.
1. Сначала установите границы, затем требуйте их соблюдения.
Нужно самим для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок в свою очередь тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что не дозволено. Иными словами,если вы не установили правила - не требуйте их исполнения.
2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.
Если ребенок демонстрирует явное неповиновение,если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно "принять бой".
3. Отличайте своеволие от безответственности.
Нельзя ребенка наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти или интеллекту такие же требования как к взрослым.
4. Когда конфликт исчерпан - утешьте и объясните.
Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того, как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.
5. Не требуйте невозможного.
Родители должны быть уверены в том, что ребенок действительно может исполнить то, что от него требуется.
6. Руководствуйтесь любовью.
В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота и искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.