Галина Владимировна Чикунова
Консультация для родителей «Метод «Выбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Всякая ответственность предполагает и определенную степень самостоятельности. Человек не может отвечать за решения, которые принимал не он. Значит, прежде чем спрашивать с ребенка, нужно предоставить ему возможность принимать решения самому, хотя бы в ограниченных пределах. Другая предпосылка ответственности, которую взрослые обязательно должны обеспечить: ребенок должен быть обучен решать те или иные конкретные проблемы. Лишь когда мы убедимся, что ребенок научился решать ту или иную проблему и имеет достаточную свободу выбора при принятии решения, можно требовать от него ответа за последствия его действий и поступков.
Публикация «Консультация для родителей „Метод „Выбор“» размещена в разделах
Наличие вариантов выбора в корне меняет ситуацию. Взрослые получают в свои руки принципиально новую, эффективную форму контроля над ребенком. Ослабевает сопротивление ребенка, его неприятие воспитательных воздействий. Ранее, говоря ребенку: «Нет!», вызывало в нем готовность к сопротивлению. Теперь вы говорите: «Выбирай!» При этом ребенок должен знать: если выбор не сделает он, то за него это сделаете вы - решительно и бескомпромиссно.
Метод «Выбор» ценен тремя основными позициями:
- дети более успешно учатся на собственных ошибках (сами выбирают и сами отвечают за результат);
- метод позволяет осуществлять контроль, избегая «сражений» с детьми;
- возможность выбора – свидетельство уважения к ребенку, веры в его способность мыслить самостоятельно и принимать правильные решения, что имеет важное стимулирующее значение.
Метод «Выбор» ни в коем случае не должен применяться, если под угрозой безопасность ребенка. Особое внимание нужно обратить на правильную формулировку предлагаемого выбора. Точно также нужно следить и за тоном голоса, которым вы разговариваете с детьми. Спокойный тон позволяет слушателю полностью сконцентрироваться на смысле произнесенных слов. Учитесь выбирать слова, против которых ребенку не хотелось бы возражать, слова, не провоцирующие сопротивление, а позволяющие сконцентрироваться и побуждающие задуматься.
Словом, всегда полезно отыскивать такие пути решения проблем, которые не создавали бы напряжения во взаимоотношениях с детьми.