Даутова Наталья Валерьевна
Консультация для родителей «Математика в детском саду по ФГОС»
Консультация для родителей «Математика в детском саду по ФГОС»
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В соответствии с ФГОС, ДОУ является первой образовательной ступенью, и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок в детском саду, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Трудно предположить, что ребёнок, у которого недостаточно сформирован интерес к занятиям в детском саду, будет активно работать на уроке в школе. Дети должны отправиться в школу, имея за плечами определенный багаж знаний по математике.
Публикация «Консультация для родителей „Математика в детском саду по ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе. А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед воспитателем отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.
Кто сказал, что математика – это скучно и неинтересно? Занятия по математике можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество. Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Но нынешние малыши непоседливые: заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а занятие математикой предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы помочь детям полюбить математику?
Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. Интерес - лучшая из мотиваций. Если заинтересовать детей – они горы свернут, и не смотрите, что они малыши. Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия интересными и необыкновенными. И если детям понравилось занятие, они полюбят и наши цифры, задачи, и примеры, и ребусы и др.
Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне: ключевое словом здесь - слово творчество. Введение государственного стандартного образования открывает нам возможность грамотно использовать свое творчество.
ФЭМП решается ряд программных задач: - образовательные: чему ребёнка будем учить, закреплять, упражнять, формировать; - развивающие: внимание, памяти, мышления, анализировать, умение видеть самое главное, существенное; - воспитательные: математическую смекалку, сообразительность, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, умение слушать других детей; - речевые: работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
На успешность в нашей работе влияют не только содержание материала, но и форма его подачи. Возможно, форма занятий математикой с детьми может больше напоминать настоящие «занятия», но суть, желательно, должна оставаться добровольной игрой, совместным путешествием в интересный мир математики. Поэтому занятия по математике, по сути, являются системой дидактических игр. В ходе этих игр осуществляется личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, общение в парах, в группах. Дети не должны замечать, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами и т. д. Все занятие должно восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. В зависимости от задач и методов СОД (совместной образовательной деятельности) можно проводить в различных формах: путешествия, игровая экспедиция, викторина, КВН, презентация, тематический досуг, игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы. Занятие должно проходить непринужденно для детей, лучше объяснять на знакомом им материале, например с помощью сказок, сказочных героев. На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования. И не надо забывать, что у нас планирование тематическое. В занятии необходимо включать и занимательный математический материал : головоломки, шутки, занимательные задачи, загадки, загадки-шутки, потешки, считалки, фрагменты сказок, стихи, математические сказки.
Таким образом, традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбить математику.
Особые требования предъявляются и к наглядному, раздаточному материалу. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, в какой части занятия и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.
Главным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая среда должна быть:
• содержательно – насыщенной,
• трансформируемой;
• функциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
В каждой группе – должено быть отведенное место – математический уголок, где располагаются игры математического содержания : наглядные и дидактические пособия, книги математического содержания, шахматы, календари, раскраски, игры, игрушки, различные игровые атрибуты, модели часов, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры на внимание и т. д.
Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Желательно своевременно пополнять, изменять предметно-игровую среду за счет новых игр, игрового оборудования. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Надо сказать, что дети редко играют в них по собственному желанию. Большую помощь в организации развивающей среды должны оказать родители.
Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математика повсюду.
Играя в строительные игры с детьми, мы закрепляем умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. В результате экспериментирования дети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тут же закрепляли представления о круге и шаре: шар катится, а круг нет, о кубе и квадрате: из кубов можно строить, а из квадратов нет.
Организуя сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья» или «Аптека», дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры, готовят денежные купюры. Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Пусть дети группируют посуду по цвету, величине, сравнивают чашки и блюдца, кукол по величине, подбирают соответствующую им одежду.
Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, когда дети рисуют и вырезают из геометрических фигур части туловища животных, птиц, человека и другие предметы.
При одевании на прогулку уточняем цвет одежды, считаем девочек и мальчиков. На прогулке играем в подвижные игры, используя считалки, строимся парами, отбиваем мяч под счёт, закрепляем знания о временах года, частях суток, сравниваем по величине предметы (дерево высокое, а кустик низкий, знакомим детей с разными понятиями, например «далеко-близко». Так же считаем ведерки и совочки: ведерок столько - же сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты, можно измерить шагами расстояние между деревьями, сравнивают разные предметы по длине, ширине, высоте.
На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях: строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой», перестраиваться в колоны, и т. д. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, поворот «кругом». В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве.
Занятия по ознакомлению детей с окружающим и занятия по развитию речи также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях.
Должное внимание на занятиях должно уделяться развитию речи. Все действия и наблюдения детей не принесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи. Воспитатель должен следить за четкостью, доступностью и правильностью своей речи и речи детей.
Никто не отменял в детском саду индивидуальную работу с детьми. Детям свойственно не только запоминать материал, полученный на занятии, но и забывать его. С теми детьми, которые в силу особенностей развития, не могут усвоить на занятии, воспитатель в утреннее и вечернее время должен заняться с ним индивидуально.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. В дело развития и воспитания собственного ребенка свою лепту могут внести и родители. Так, в непосредственной обстановке, уделяя небольшое количество времени, они могут приобщить ребенка ко многим математическим понятиям. по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке, в магазине и т. д. Например: пока готовится обед, предложите ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Спросите, где, по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в правильности ответа он сможет, измерив воду баночкой. Уточните, сколько литров воды оказалось в чашке и сколько в кастрюле. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще- тоньше). Рисует ребенок: спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше (колбаса, сосиска). Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Обратите внимание на то, в какое время ребенок просыпается, идет в детский сад, ложится спать; за сколько минут он убирает постель, одевается, спросить, что можно успеть сделать за три, пять минут. Родители должны обращать и внимание на цифры, которые окружают его в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. В магазине показывайте детям цифры на деньгах, монетах.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его, а какой был вчера, будет завтра, называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты.
В заключение можно сделать следующие вывод: ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это хорошо получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!». В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль. Поэтому надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные ответы ребенка: у него своя логика, нужно выслушать до конца все его мысли. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения с детьми, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у нас каждый раз появляется прекрасная возможность подружиться с детьми.