МАРИНА ПОЧИНОК
Консультация для родителей «Мама или детский сад?»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 станицы Кавказская муниципального образования Кавказский район
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей
«Мама или детский сад?.»
Воспитатель: Починок М. В.
ст. Кавказская
2024г.
Эмоциональная связь матери и ребенка очень велика, и если мама отрицательно относится к идее отдать ребенка в детский сад, эта затея обречена на провал. Однако практика показывает, что при позитивной мотивации родителей пребывание в детском саду пойдет 3-летнему малышу только на пользу.
Публикация «Консультация для родителей „Мама или детский сад?“» размещена в разделах
Примерно в 2-3 года ребёнок испытывает самый настоящий голод по общению со сверстниками и по детскому коллективу. Он нуждается в этом гораздо больше, чем может получить во время прогулок на улице и визитов в гости к знакомым с детьми. Если вы внимательно понаблюдаете за малышами в песочнице, сразу увидите большую разницу между «домашними» и «садовскими» детьми.
«Домашние» дети занимают позицию наблюдателей и ждут, когда их позовут играть, они сложнее находят общий язык со сверстниками, реже являются инициаторами общения, знают меньше игр, менее самостоятельны и испытывают дефицит информации. Ребенок, который уже имеет опыт социального общения в детском саду, легче находит способы стать если не лидером, то значимым участником совместных игр. Он активен и чаще проявляет инициативу, предлагая другим следовать за ним и играть по установленным им правилам.
Навыки коммуникации, которые ребенок приобретает в детском саду, являются основой его успешной адаптации в школьном детском коллективе. Если вы хотите, чтобы малыш рос уверенным в себе и успешным ребенком, нельзя лишать его главных уроков общения, которые проходят ещё в детском саду.
Тем не менее, для многих родителей вопрос – отдавать ли ребенка в детский сад – остаётся сложным и болезненным. Дети чутко реагируют на любые сомнения и колебания мамы. Чем больше неуверенности по поводу сложившейся ситуации испытывают сами родители, тем больше проблем можно ожидать во время привыкания ребёнка к детскому саду. Как же сделать более плавным и щадящим переход из родного дома в стены детского садика, где ребёнку предстоит провести около 4 лет?
Что хорошего в детском саду?
1. После трех-четырех лет ребенок испытывает потребность в общении с детьми, и,посещая детсадовский коллектив, ребенок имеет для этого обширные и естественные возможности, учитывая то, что взаимодействовать ему приходится с разными детьми – агрессивными, тихими, шумными, упрямыми и т. п. Таким образом, ребенок накапливает опыт общения, что в дальнейшем поможет ему быстрее адаптироваться и к школьной жизни. К тому же есть вероятность попасть в один класс со своими детсадовскими согруппниками.
2. Помимо мамы и папы ребенок учится общаться и с другими взрослыми, устанавливать с ними контакты, прислушиваться к их мнению, выполнять их требования.
3. Малыш в саду приучается к режиму, соблюдение которого способствует хорошему физиологическому и эмоциональному развитию. Детсадовские дети становятся более дисциплинированными и понимающими ограничения.
4. В саду у ребенка имеется организованный досуг (игры, прогулки, праздники, различные мероприятия и т. п.). Ребенок получает возможность для систематического интеллектуального и физического развития.
5. Детсадовский ребенок более самостоятелен: сам одевается, ест, убирает за собой игрушки, решает свои проблемы.
Что хорошего в домашнем воспитании?
1. Развитие ребенка, находящегося дома, может быть полностью индивидуальным, более целенаправленным и глубоким. Малыш изучает материал по мере его понимания и «соревнуется» только с самим с собой.
2. Дома ребенок находится в комфортной гармоничной обстановке, окружен любовью, заботой; окружен внимательным уходом и надежным присмотром. Ребенок имеет достаточно времени для общения с родителями.
3. Домашнее питание ребенка можно организовать с учетом его потребностей, вкусовых пристрастий и возможных аллергических «непереносимостей».
4. В домашнем окружении ребенок менее подвержен инфекционным заболеваниям.
5. Режим ребенка может варьироваться и подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка.
6. Ребенок, не посещающий детский сад, имеет возможность проведения более интересного досуга: посещение кружков, театров, музеев, парков, различных детских площадок, совершение прогулок в лесу, хождение в гости и прием гостей у себя дома и т. п.
7. Домашнее воспитание имеет больше возможностей заложить в ребенке культурные понятия и повлиять на становление его личности.
На что следует обратить внимание:
Даже если ваш ребенок посещает детский сад, надо помнить о том, что в первую очередь мы – родители отвечаем за своих детей. Казалось бы, ребенок, находящийся целый день в саду, должен получить там всё необходимое. Но на практике оказывается, что многое из того, чем «наделяет» ребенка детский сад – приходится потом корректировать в домашних условиях.
• Стрессовое состояние. Поначалу ребенок испытывает большой дискомфорт от нахождения в детском саду, да и со временем не все дети привыкают к постоянному шуму, большому скоплению ребятишек и строгой дисциплине. В таком случае надо пораньше забирать ребенка из сада, уделять ему как можно больше внимания и времени, но и давать ребенку возможность поиграть самому.
• Подверженность заболеваниям. Начиная посещать детский сад, ребенок испытывает стресс, вызванный новой обстановкой и впечатлениями, организм отказывается противостоять внешним воздействиям и многие дети начинают болеть. Поэтому важно уделить время восстановлению душевного состояния ребенка, а так же закаливающим и оздоровительным мероприятиям.
• Контакт с воспитателями. Расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях вашего ребенка, расспрашивайте их о том, как ваш ребенок проводит день в саду, вместе ищите выходы из создавшихся затруднительных положений.
• Взаимоотношения с детьми. Не все дети, даже долгое время, посещая детский сад, умеют общаться, дружить и находить себе друзей. Поэтому учите ребенка находить взаимопонимание с другими детьми.
• Воспитанность ребенка. В садике дети перенимают друг у друга плохие привычки. Поэтому нужно уделять большое внимание нравственному и культурному развитию ребенка, объяснять, как правильно поступать, а как делать нельзя.
На родителей, чей ребенок находится на домашнем воспитании, ложится очень большая ответственность: ведь только от них будет зависеть общение, воспитание, знания, самостоятельность, готовность к школе и жизненный опыт ребенка.
В садике ребенок не испытывает недостатка в общении, поэтому его социализация, альтруизм, дисциплина и т. д. закладываются сами по себе. Если же ребенок воспитывается дома, родителям придется создать специальные условия для развития его личности и выработки необходимых качеств, быть настойчивыми и требовательными.
Самое главное – • полноценное общение со сверстниками. Чаще всего домашние дети, придя в школу, испытывают коммуникативные проблемы именно из-за того, что не привыкли общаться в коллективе. Согласитесь, провести два-три часа за игрой под руководством педагога в детском клубе для ребенка не то же самое, что вместе с другими детьми есть, спать, гулять, делиться игрушками и играть. Детсадовскому ребенку зачастую бывает проще влиться в детское общество, т. к. он уже знает правила взаимодействия с окружающими – где-то надо уступить, подождать, пойти на компромисс, договориться, посочувствовать, а где-то и отстоять свое мнение и независимость. А домашний ребенок, придя в школу, много времени тратит на установление общения и на игры с детьми, потому что ему этого не хватило дома. В результате учеба может уйти на второй план.
В детском саду дети • приобретают опыт общения с посторонними взрослыми людьми – воспитателями и нянечками. Они учатся их уважать, слушаться, просить о помощи, выполнять требования и поручения, соблюдать дисциплину. Домашний же ребенок, который привык только к маме или веселой доброй тёте, в развивающем центре, придя в класс – долгое время может испытывать страх перед учителем.
В детском саду изо дня в день соблюдаются все • режимные моменты. В то время как дома у ребенка чаще всего полная свобода, он не привыкает жить по расписанию. Поэтому ребенку будет трудно подстроиться под строгое школьное расписание и организовать своё время.
• Сравнения с другими детьми – дома ваш малыш естественно самый лучший и самый умный. Но придя в школу, может случиться так, что даже при хорошей подготовке, ребенок растеряется, не сможет сконцентрироваться на заданиях, объяснениях и требованиях учителя; не сможет проявить себя с лучшей стороны или поймет, что есть дети и «поумнее» его. Сравнение себя и своих знаний с другими детьми может быть весьма болезненно для ребенка.
Находясь в саду, ребенок постепенно • вырабатывает иммунитет к различным инфекционным заболеваниям и в старших группах уже практически не болеет. Придя в школу и попадая в постороннюю среду, домашний ребенок может подвергнуться частым простудным и инфекционным заболеваниям. А такими болезнями, как ветрянка, краснуха, свинка лучше переболеть в детсадовском возрасте.
Подводя итог, следует отметить, что и детский сад и домашнее воспитание имеет свои плюсы и минусы. Дети, посещающие ДОУ, или находящиеся дома с мамой, могут быть одинаково, как подготовлены, так и не подготовлены к школе, да и всей дальнейшей жизни. Попробуйте взвесить, что для Вас важнее, чего именно Вы хотите для ребенка, и принять соответствующее решение. Ведь что больше подойдет именно Вашему ребенку, решить можете только Вы.
В последнее время все большую популярность приобретает некий компромисс между садиком и домом. Да, до четырех лет у ребенка существует сильная эмоциональная привязанность к маме и папе, а потому ему достаточно небольшого общения со сверстниками. Но ближе к школе ребенок начинает испытывать сильную потребность в друзьях и социализации. Так что для многих детей оптимальным вариантом будет пребывание ребенка на дому до четырех – пяти лет с посещением развивающих кружков, и только затем – полное пребывание в детском саду.
При таком подходе Вам удастся избежать всех неприятностей раннего «внедрения» ребенка в детское общество, а посещение детского сада станет приятным и вполне полезным занятием для Вашего ребенка.