Ольга Щекина
Консультация для родителей «Логоритмические упражнения для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мне, как воспитателю в логопедической группе, в своей работе часто приходиться слышать от родителей следующие фразы : “Мой ребенок плохо говорит», «мой ребенок не хочет заниматься дома!”и т. п.
Действительно, в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.
Публикация «Консультация для родителей „Логоритмические упражнения для дошкольников“» размещена в разделах
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции мной применяются различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии,целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему – логоритмика?Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, и особенно имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе дети с Дизартрией, алалией, задержкой речевого развития, при нарушениях звукопроизношения, заикания, аутистические расстройства и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Песенки, стишки и считалки, сопровождающиеся ритмичными движениями, очень нравятся малышам.
Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.
Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов– последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Логопедическая ритмика включает в себя:
-ходьбу в разных направлениях;
-упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
-упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
-речевые упражнения без музыкального сопровождения;
-упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
-ритмические упражнения;
-пальчиковые, коммуникативные игры;
-пение;
-упражнения на развитие мелкой моторики.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк совмещается с движением. В приложении даны примеры логоритмических упражнений.
Например, топая ногами продвигаемся вперед по комнате и проговариваем слова, выполняем упражнение на развитие дыхания и звуковысотного слуха
«Моторы и самолеты»
Надо заправить наш самолет.
Дыхательное упражнение «Насос» - ноги на ширине плеч, руки перед собой «держат насос». Наклон-выпрямление вперед.
А теперь проверим, в порядке ли моторы!
Дети произносят звук «В» тихо и крутят перед собой руками согнутыми в локтях.
А теперь включаем моторы на полную мощность.
Звук «В» громко, руками крутят перед собой.
Останавливаем моторы, проверка прошла удачно.
Переходят на тихое звучание и по руке останавливаются.
Топливом заправили? Моторы проверили? Можно отправляться в путь. Самолеты на старт!
Дети встают на одно колено. Руки в стороны.
Разгоняемся по взлетной полосе!
Руки в стороны, бегут медленно по кругу, произнося звук «У», низким голосом.
Взлетаем!
Руки в стороны, бегут быстро по кругу, произнося звук «У», высоким голосом.
На посадку!
Дети переходят на медленный бег, произнося звук «У» низко, останавливаются на одно колено и замолкают.
Вот мы приехали в деревню к бабушке и дедушке
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы радости.
Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей.