Лидия Михайловна Сидоренко
Консультация для родителей «Куклы: их значение в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла – игрушка-человек – требует особого разговора. В традиционной кустарной кукле и по сей день сохраняются представления о женщине – прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей обращает на себя внимание чётко выраженная грудь, подчёркнуто выпуклые, широкие бёдра. Часто изображение женщин с младенцем на руках. Взгляните на дымковских барынь: большинство из них – няни, кормилицы, многодетные мамаши в окружении ребятишек мал – мала меньше. Каргопольские игрушки-бабы кормят ребёнка грудью, держат по малышу в обеих руках и т. д. Красноречивы и узоры на их одеждах – древнейшие знаки плодородия (колосья, ветви, пашня, солнце, растительный орнамент). Тот же смысл заложен и в филимоновских глиняных коровках с утрированным выменем.
Публикация «Консультация для родителей „Куклы: их значение в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Архаической отношение к кукле запечатлено в старинных сказках. Помните? Василиса Прекрасная, что справиться с невыполнимой работой, обращается за помощью к куколке, и та помогает ей совершенно по сказочному. Близкий мотив встречается в сказках о падчерице: умирая, мать дарит дочери куколку-помощницу, которая затем спасает девочку от медведя, от злой ведьмы и помогает найти хорошего жениха.
В русской культуре отмечены случаи, когда рано вышедшая замуж молодуха уходила в семью мужа со своими куклами, и ей разрешалось в свободное время играть ими. Продолжалось это, как правило, до рождения первого ребёнка. Считалось, что девочка должна «доиграть» в куклы. В описанной ситуации большуха следила, чтобы девушке не мешали играть в куклы. Этот процесс считался крайне важным. Ведь старинная и вечно новая игра в «дочки-матери» не только учила девочку выполнять необходимые простые действия (надевать одежду, мыть посуду, застёгивать пуговицы и завязывать ленточки, накрывать на стол, укладывать спать и т. д., но и помогала ей усваивать распределение ролей в семье, овладевать системой поведения в разных ситуациях, правилами этикета, умением ввести диалог.
Тряпочные куклы известны всем народом, они имелись в каждой семье, где были дети, особенно девочки.
Обычно первую куколку делали малышке взрослые – мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол девочки шили себе сами. Это рукоделие всегда поощрялась, так как девочка получала необходимые ей навыки шитья, вышивания; училась, играя, пользоваться иголкой, ножницами, пяльцами. Кроме того, в одежде кукол, в их головных уборах непременно отражалась социовозрастная структура общества, и взрослые строго следили за тем, чтобы на кукле-девушке был девичий кокошник, венок, чтобы она была с одной косой. Соответственно, если шилась кукла-женщина, на ней должна была быть кичка, женская юбка, душегрейка и т. п. Кукольная невеста наряжалась в традиционной подвенечный наряд. Интересно, что мужские образы в куклах встречаются несравнено реже женских, кукольные наборы обычно были без «отцов», «сыновей», «братьев», «дедушек».
Обращает на себя внимание такая очень распространённая особенность традиционной матерчатой куклы, как безликость. Едва ли не везде существовало поверие в то, что если у куклы будут глаза, рот, нос, в неё может вселиться душа, более того – в неё «перетечет» душа ребёнка, играющего с такой куклой.
В антропоморфной кукле видели представители иного мира. На этом основано двойное отношение древних народов к театральной кукле (чувство опасности и благоговения, а перед марионеткой и сегодня человек нередко тушуется, ощущая какую-то необыкновенную непроницаемую тайну, будто бы помимо кукловода происходит одушевление неживой материи.
В безликости же традиционной куклы заключалась её безвредность для ребёнка. На это древнейшее представление накладывались другие-эстетические, психологические. На месте лица создавался цветными нитками или тонкими ленточками яркий орнамент из перекрещивающихся полос, причём колористическое наполнение отвечало принятому в каждой местности представлению о красоте. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, к смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребёнка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо, застывшим раз и навсегда выражением.