Дарья Дряглева
Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности. К данным способам относятся:
1. Массаж или самомассаж – ежедневный тщательный массаж рук: мягкие мас-сирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие ребёнка. Для такого массажа хорошо подойдут колючие мячи (Су-джок, а также пружинки на пальчики, резинки и т. п. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Такой массаж даёт отличные результаты.
Публикация «Консультация для родителей „Крупная польза мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
2. Игры с крупами: предлагайте ребёнку перебирать перемешанные между собой крупы крупного размера (горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы. Пусть ребёнок складывает их в разные ёмкости. Например, горох в зелёную тарелочку, а фасоль - в красную. Заодно и цвета повторите!
3. Сухие бассейны. В миску или коробку насыпьте фасоль, гречку, рис, горох или песок, бросьте туда мелкие игрушки и размешайте. Предложите ребёнку в содержимом бассейна найти спрятанные игрушки. Можно использовать игрушки от киндеров, маленькие модели овощей, фруктов и т. п.
4. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает в лепке гибкость и подвижность пальцев рук.
5. Мозаика. Игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности. На сегодняшний день, на рынке представлен огромный выбор мозайки: термомозайка, аквамозайка, а также есть стандартные классические варианты исполнения данного пособия.
6. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев рук. Проводится пальчиковая гимнастика в игровой форме. Пальчиковая гимнастика является мощным средством развития мышления, внимания, восприятия, памяти ребёнка, умения координировать речь с движением. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи, порождающим самостоятельную речевую деятельность.
7. Шнуровки. На данный момент в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук. С помощью таких игр ребёнок овладевает повседневным практическим навыком шнурования собственной обуви. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (например, «помоги ёжику прикрепить яблоко к иголкам на его спинке и т. д.).
8. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуго-виц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький. А девочки приобретут в такой игре замечательные украшения!
9. Пазлы. Собирая красочные картинки, ребёнок развивает в себе внимательность, сообразительность, умении координировать работу глаз и кистей рук. Кроме того, собирание пазлов развивает усидчивость.
10. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывают занятия изобразительной деятельностью (рисование, аппликация) и ручным трудом - изготовление поделок из разного материала (веток, листьев и т. д.). Необходимо следить, чтоб во время таких занятий ребёнок правильно держал карандаш, кисточку, ножницы.
11. Прищепки. Просите ребёнка помочь Вам закрепить постиранное бельё. Также можно предложить ребёнку помочь ёжику вернуть колючки (прикрепить прищепки на спинку ёжика, пчелке – крылья, солнышку – лучики.
12. Конструктор, LEGO. Игры в конструктор и LEGO всегда интересны ребёнку. Совершайте грандиозные постройки, стройте дома, гаражи для машин, роботов. Обыгрывайте сюжет, сопровождайте игры речью. И Ваш ребёнок будет возвращаться к данным играм снова!
Для того чтобы достичь наилучшего результата, необходимо соблюдать оп-ределенные требования к развитию мелкой моторики у детей:
1) систематичность проведения различных игр и упражнений. Развивайте мелкую моторику ребёнка ежедневно в течение 10-15 минут.
2) занятия подбирайте с учетом возрастных и индивидуальных возможностей Вашего ребёнка;
3) при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, выполнять задания как правой, так и левой рукой;
4) занятия должны проводиться по желанию ребенка. Недопустимо переутомление ребенка, это может привести к дальнейшему нежеланию ребёнка выполнять задания, предлагаемые Вами;
5) каждое упражнение обыгрывается (сопровождается эмоциональными высказываниями, приглашающими ребенка поиграть с различными предметами, чтобы привлечь внимание ребенка. Дети с удовольствием выполняют задания, вызывающие у них эмоциональный отклик;
6) дайте ребёнку право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить - прислушивайтесь к его пожеланиям;
7) детям важно, чтобы их работа была оценена. Поэтому после выполнения задания полюбуйтесь поделкой ребенка, похвалите его за работу;
8) никогда не ругайте своего ребёнка, если у него не получается хорошо выполнить задание. Не отступайте, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи;
9) соблюдайте технику безопасности при работе с мелкими, колющими и режущими предметами. Не оставляйте ребёнка одного, если работаете с мелкими предметами;
10) если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот задания, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и взрослым: очищать яйца, чистить мандарины, разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок, очищать фисташки, собирать с пола соринки, пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться, пробовать зашнуровывать кроссовки, помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал лучше умолчать). Предлагайте ребёнку помочь Вам открывать различные крышки, рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь, собирать на даче или в лесу ягоды, отлеплять и прилеплять наклейки, затачивать карандаши точилкой, стирать нарисованные каракули ластиком, вытирать пыль.
11) Ваша речь всегда должна быть выразительной, эмоциональной, чёткой, красочной и яркой. Помните, Ваша речь – образец для ребёнка!
Желаю успехов в развитии Ваших детей!