Елена Сидорова
Консультация для родителей «Кризис 5 лет у детей. К чему готовиться родителям»
▼ Скачать + Заказать документы
С чего все начинается?
К пяти годам в головном мозге малыша происходит созревание лимбической системы, отвечающей за развитие эмоциональной сферы и воображения. У ребенка расширяется сфера социального общения, начинают проявляться индивидуальные черты характера. Он ощущает себя отдельной личностью, его мнение может не совпадать с мнением родителей или других взрослых, отношения с другими детьми тоже претерпевают изменения, дети осознают свою половую принадлежность, появляется потребность в самовыражении.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис 5 лет у детей, К чему готовиться родителям“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Формируется внутренний конфликт — желания и возможности ребенка не совпадают, а добиться автономности невозможно, поскольку родители контролируют его жизнь.
Ребенку нелегко справляться со всеми этими переживаниями, он не может полностью осознать, что и почему с ним происходит, откуда возникают те или иные эмоции. Поэтому скопившееся нервное напряжение чаще всего выплескивается через истерики и упрямство.
Основной задачей этого периода является продолжение процесса сепарации, который начинается у ребенка в возрасте одного-двух лет, и начальное формирование правил взаимодействия с внешним миром, который уже не ограничивается рамками семьи.
Признаки кризиса пяти лет
Существуют пять признаков, по которым можно распознать, что кризис пяти лет пришел в ваш дом:
Негативизм и протестное поведение. Малыш начинает спорить, грубить, огрызаться, конфликтовать даже с теми людьми, которых раньше он очень любил.
Чрезмерные истерики. Любая, даже самая мелкая неудача вызывает бурю эмоций.
Потребность в одиночестве. Ребенок меньше идет на контакт, реже делится своими переживаниями, стремится больше времени проводить наедине с собой. Так проявляется потребность в автономности и личных границах.
Появление различных фобий и навязчивых страхов. Ребенок может начать бояться темноты, смерти или болезней, плакать по ночам, отказываться спать один.
Появляется неуверенность в себе. Малыш сравнивает себя с другими людьми, возникает потребность в оценке его действий, внешности и т. д.
Что делать родителям?
Мамам и папам важно осознать, что ребенок так себя ведет не потому, что он хочет вам насолить, а потому,что его нервная система испытывает перегрузки. Задача родителя с пониманием относиться к происходящему, выстраивать адекватное взаимодействие и формировать границы поведения, спокойно реагировать на истерики, проговаривать чувства, так как это помогает лучше понимать свое состояние.
Что еще важно:
Быть на стороне ребенка. Очень часто малыш сталкивается с осуждением окружающих в момент истерики или конфликта, особенно в публичном месте. И родитель, под влиянием этого начинает на него давить, наказывать, кричать, тем самым еще сильнее усугубляя нервное напряжение. Ваш ребенок должен знать, что он с вами в безопасности, вы выдержите все его проявления.
Сформировать четкую систему правил, границ и причинно-следственных связей. Не стоит менять своих решений и подстраиваясь под капризы. Если ребенку нельзя третье пирожное, значит его нельзя и после истерики. Для детей очень важны устойчивые правила и границы, установленные родителями, так они чувствуют себя в безопасности.
Не срываться на ребенка и не проявлять агрессию. Необходимо найти для себя способ восполнять свой родительский ресурс, чтобы сохранять спокойствие и адекватность.
Не наказывать безразличием. Игнорирование и молчание — одно из самых разрушающих наказаний по своему воздействию на психику ребенка. В последствии оно может приводить к тревожным расстройствам, низкой самооценке и склонности к созависимому поведению.
Поддерживать ребенка. Он должен всегда быть уверен, что родитель придет на помощь. Это основа здорового психологического развития.
Избегать излишней критики и гиперопеки. Позволяйте ребенку проявлять больше самостоятельности, покажите, что доверяете ему. Выражайте свое недовольство корректно, объясните почему вас расстроил тот или иной поступок, не стыдите его. Помните, плохими могут быть только действия, а не личность ребенка.
Не «отмахиваться» от ребенка. Найдите время, чтобы выслушать его переживания, даже если они кажутся несущественными. Так он будет понимать, что его чувства важны.
Находить время для каждого. Если в семье больше одного ребенка, находите индивидуальное время на каждого. Хотя бы один час в неделю. У каждого есть потребность в единоличном «обладании» родителем. Такой подход поможет укрепить близость и доверие между вами, снизить конкуренцию между детьми.
У кризиса пяти лет есть не только минусы, но и плюсы. После «скачка» в развитии ребенок становится более уравновешенным, охотнее идет на контакт с родителями. При правильном поведении взрослых во время кризиса у ребенка формируются навыки самоконтроля, планирования, он способен самостоятельно расставлять приоритеты. Появляются волевые качества, способность выражать собственное мнение, практически независимое от других людей.
Самое главное, помните, что любой кризис — явление временное. Он обязательно закончится, а ваши отношения с ребенком останутся. Поэтому, наберитесь терпения и продолжайте любить своего малыша, оставаясь с ним рядом, даже когда очень сложно.