Наталья Банникова
Консультация для родителей «Конструируем из блоков Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. В своей работе по развитию интеллектуальных способностей начала использовать логические блоки Дьенеша. Почему я взяла для работы именно эти блоки? Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета, дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, либо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит».
Публикация «Консультация для родителей „Конструируем из блоков Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Золтан Пал Дьенеш (1916 - 2014) - венгерский математик, психолог и педагог.
Теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть его подхода - математические знания дети получают, не решая многочисленных задач, а играя. При этом они не догадываются, насколько сложные интеллектуальные операции они выполняют.
О признании заслуг Дьенеша говорят многочисленные награды и степени. У него немало последователей по всему миру. В настоящее время Дьенеш признан выдающейся фигурой в детском образовании.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:
• цвету – синий, желтый, красный,
• форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,
• размеру – большие, маленькие,
• толщине – тонкие, толстые.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Большие блоки Дьенеша (ББД). Свойства и особенности конструкции.
а) Изготовлены из высококачественной древесины и окрашены безопасными красителями.
б) В качестве упаковки используется прочный деревянный ящик с перегородками и прозрачной крышкой.
Виды конструирования из ББД :
а) Самостоятельное экспериментирование (ознакомление) :
• Осматривание блоков, определение их особенностей.
• Установка блоков в разные пространственные положения. Складывание простых конструкций.
б) Конструирование по образцу :
• Совместный сбор конструкции по операциям.
• Сбор по готовому образцу, глядя и (или) ощупывая его.
• Постепенное усложнение образцов.
в) Конструирование по простым схемам и чертежам:
• Разработка взрослым различных видов схем и чертежей.
• Сбор конструкции по заданным схемам и чертежам.
• Использование чертежей с проекциями.
• Усложнение путём увеличения сложности схем и чертежей, повышения их уровня абстрактности.
г) Конструирование по условиям :
• Разработка взрослым условий конструирования.
• Сбор конструкции по заданным условиям.
• Опытная проверка выполнения условий.
• Постепенное усложнение конструирования путём увеличения числа условий, усложнения способов их выполнения.
д) Конструирование по заданной теме :
• Разработка взрослым темы конструирования.
• Сбор конструкций в соответствии с темой.
• Сравнение созданных детьми конструкций.
• Усложнение конструирования путём усложнения темы конструкторского задания.
е) Конструирование по замыслу :
• Формулирование ребёнком конструкторского замысла.
• Уточнение взрослым этого замысла и последовательности операций.
• Сбор конструкции в соответствии с замыслом.
• Удержание ребёнка в пределах конструкторского замысла.
• Усложнение конструирования путём усложнения вида конструкции, увеличения скорости сборки, достижения максимальной схожести с замыслом.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
• Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
• Развития творческих способностей
• Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Логические блоки Дьенеша, предполагают множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники».
Заниматься с детьми нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану их физического и психического здоровья, наличие между взрослым и ребенком отношений сотрудничества и партнерства.